РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. ДЕТИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Хромова Татьяна Викторовна Подлабошникова Светлана Геннадьевна | |||
13.03.2024 07:54 | |||
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. ДЕТИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ. Современной ценностью становится высокий интеллект, поскольку от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие современного общества, качество жизни в нем. Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества. Поэтому выявление и развитие способностей учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем образовательного процесса.
История развития исследовательской и педагогической практики для одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствующих социальным потребностям общества и уровню развития психологических наук. Проблема одаренности в отечественной психолого-педагогической науке изучалась как психология искусства. Так, Б.М. Теплов рассматривает одаренность в качестве сочетания способностей, которые определяют успешность в осуществлении какой-либо деятельности. [5] В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термин «одаренные дети» относится к особой группе детей, которые обгоняют своих сверстников по развитию. Талантливый ребенок – это ребенок, которого отличают явные, очевидные, иногда исключительные достижения (или условия для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Напротив, термин «детская одаренность» указывает на то, что у каждого человека есть некоторый интеллектуальный и творческий потенциал. [4] В настоящее время большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качество оригинальности и характер развития талантов всегда является результатом сложного взаимодействия наследственности (естественных наклонностей) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игра, школа, работа). В то же время особое значение имеют деятельность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуальных талантов. Практически каждый ребенок может быть успешным в довольно широком спектре видов деятельности, поскольку его умственные способности значительно пластичны на различных этапах возрастного развития, что, в итоге, создает условия для формирования разнообразных типов талантов. [3] В появлении и развитии одаренности важную роль играют нейропсихические образования, которые определяют способность ребенка к особым, оригинальным восприятию мира, образованию и обучению, пониманию и творчеству, самовыражению и утверждению. Талант зависит от индивидуальных, личных, нравственных и эстетических характеристик человека. Личность, убежденность, честность, интеллектуальная и моральная слабость и свобода, настойчивость, упрямство, умение смотреть в лицо, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина– все это, безусловно, внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Его реализация детьми должна охватываться консультированием взрослых, психологически благоприятной средой и необходимыми социальными и материальными условиями. Мастер, педагогическое лидерство также играет важную роль в успешном формировании таланта. [6] Преподаватель является решающим фактором в системе образования одаренных детей. Поэтому к преподавателю, который занимается с одаренными детьми, предъявляются достаточно повышенные требования: позитивная самооценка; знание соответствующих концептуальных моделей, используемых в обучении для разных возрастных групп одаренных детей; умение правильно выбирать учебные материалы; умение правильно оценивать успехи детей. Способности включают целостную личность человека, вместе с мотивационной сферой, интересами, волевыми проявлениями, чувствами, творчеством. [1] В.С. Ротенберг в своих исследованиях показал, что основным поведенческим компонентом, который определяет устойчивость организма к различным вредным воздействиям, является исследовательская деятельность. Этот элемент является одной из личностных характеристик, влияющих на подход ребенка к учебной деятельности. Поисковая деятельность – это деятельность, направленная на изменение отношения к ней или поддержание благоприятной ситуации, несмотря на воздействие угрожающих факторов и обстоятельств, при отсутствии конкретного прогноза результатов такой деятельности, но с постоянным учетом промежуточных результатов в самом процессе. Исследовательская деятельность в образовательной деятельности – это движущая сила саморазвития и самосовершенствования каждого человека, что делает его активным партнером в этой деятельности. [7] Каждый человек рождается с условиями биологического поиска, необходимость поиска новорожденных еще не сформирована. Он может быть окончательно сформирован и реализован исключительно в ходе индивидуального развития и обучения. Развитие таланта требует организации особой, развивающей среды. [2] В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности интерес – это связь. Наличие интереса является одним из основных условий успешного ведения образовательного процесса и доказательством его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает запоминать легче и дольше. Поэтому одним из важнейших условий эффективности образовательного процесса является воспитание познавательного интереса у учащихся. Когнитивный интерес – это глубоко укоренившийся внутренний мотив, основанный на присущей человеку когнитивной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил в развитии личности в целом. [8] Поэтому развитие таланта является одним из важных направлений образовательного учреждения. Развитие талантов следует рассматривать с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с социальной средой. Определение параметров образовательной среды, важных для процессов развития творческих способностей, создание условий для развития познавательного интереса и расширение личного пространства человека как творческой индивидуальности, по нашему мнению, являются ключом кразвитию талантов, способствующих решению проблем современного общества. СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|