Методическая разработка «Ритмокруг» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гареева Элина Ильшатовна | |||
16.03.2024 09:07 | |||
Методическая разработка «Ритмокруг» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 20 «Золушка» (МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка») Гареева Элина Ильшатовна Составитель: Э.И. Гареева, музыкальный руководитель Методическая разработка «Пособие для развития ритмического навыка у дошкольников «Ритмокруг» /разработчик Э.И. Гареева; Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №20 «Золушка», 2023. – 48 с. В данном пособии представлены методические приемы, развивающие игры, музыкально-ритмические нейроигры, направленные на развитие и формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста. Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования.
МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка», 2023 Введение Это методическая разработка написана для того, чтобы помочь вам разобраться в таком сложном процессе, как развитие ритмического навыка у дошкольников, показать опыт создания и применения пособия «Ритмокруг» в музыкальной деятельности дошкольников. «Ритмокруг» — это авторское методическое пособие для детей дошкольного возраста. Пособие содержит методические приемы, игры и упражнения на развитие ритмических навыков, на слуховое внимание, на музыкальное восприятие музыки, вокальных навыков, быстроту реакции, развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать друг с другом. Игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей, содержат элементы от простого к сложному, а также оформлены ярко и красочно, что является важной составляющей для данной категории детей. Пособие разработано в соответствии с рекомендациями И.А. Новоскольцевой, И.М. Каплуновой Пособие "Этот удивительный ритм", Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет издание переработано и дополнено в соответствии с ФГОС». Данное методическое пособие рекомендовано для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования. Пособие разработано музыкальным руководителем 1 квалификационной категории Э.И. Гареевой МАДОУ Детский сад №20 «Золушка». Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации ритмической деятельности с детьми. Актуальность, значимость и соответствие требованиям ФГОС ДО Почему так важно развивать ритмический навык с раннего возраста? Наша жизнь — это сплошной ритм. Биение сердца, ритмическое дыхание, все то, что нас окружает это тоже ритм. Для дошкольников очень важно его развивать. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Актуальность проблемы данной темы в том, что современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Развивая чувство ритма, мы формируем слоговую структуру сложных слов, помогаем быстрее и легче осваивать ребенку стихотворения, понимать музыкальные произведения, развиваем координацию и ловкость движений, совершенствуем общую и моторику, развиваем дыхание голос, чувства темпа и ритма, в результате улучшается дикция, нормализуется темп речи. Воспитывая у детей чувство ритма, повышаем рациональную организованность движений, их работоспособность, физическую активность. Ребенок, владеющий чувством ритма, будет лучше играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, декламировать различные произведения, тем самым он более успешен в жизни. С помощью музыкально-ритмических, подвижных игр, игр со звучащими жестами, с предметами решаются задачи воспитательного, психологического, образовательного, познавательного характера. Дети в играх показывают свои индивидуальные отличия, ритмические способности, музыкальные навыки, умения реагировать на музыку, каждый из них становится художником, сценаристом, дирижером, что обеспечивает возможность свободного выбора детьми их деятельности (ФГОС ДО пункт 3.2. 5. 2). Методическая разработка «Ритмокруг» универсальна, мобильна, и правила игры могут быть изменены под каждую конкретную задачу. Создание своих правил для новой игры – это групповой творческий процесс, в котором происходит распределение функций и ролей между участниками. Дети высказывают свое мнение, учатся договариваться, добиваются как личного, так и общего результата (ФГОС ДО пункт 3.2. 5. 3). Во время музыкально-ритмических игр дети получают позитивные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, развивается опорно-двигательный аппарат, мышцы тела. В результате у дошкольников формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел (ФГОС ДО пункт 4.6.). Всю свою работу простроила на принципах: Развивающий потенциал «Ритмокруга» огромен.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что ритмическая деятельность способствует развитию детей дошкольного возраста. Основная содержательная часть С чего все начинается? Цель: создание условий для формирования и развития ритмического навыка у детей дошкольного возраста. Задачи:
Ожидаемые результаты
Главные принципы моей системы –деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру. Методические рекомендации к проведению игр
Обычно в описании игры дается один из вариантов движения, но дети могут их изменять, проявляя творчество. Важно, чтобы эти движения хорошо сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем или иным образом. При повторении игры можно менять детей ролями. В конце игры рекомендую проводить анализ, поощрять детей, проявивших активность, творчество, быстроту, ловкость. В данном пособии музыкально-ритмические игры и упражнения подобраны по возрастным особенностям детей. Начиная от простого к сложному:
Заключение Развитым чувством ритма обладают далеко не все, даже взрослые, а тем более дети. Есть научные доказательства ученых и педагогов-музыкантов, что от уровня развития чувства ритма напрямую зависит речь детей, их координация движений, поэтому начинать заниматься развитием ритмических способностей следует как можно раньше, когда дети, неосознанно для себя, впитывают информацию, как губка и копируют взрослых и сверстников. Подводя итог, мне хотелось бы рассказать об эффективности моей методической разработки. Любая образовательная деятельность в форме игры увлекает детей, у них повышается познавательный интерес, дети с увлечением переходят к следующей карточке, работа в команде помогает сплотить и удержать активное внимание детей на протяжении всей игры. Практическая значимость работы определяется тем, что мною были описаны этапы развития чувства ритма у детей, методы и методические приёмы игр в «Ритмокруге»; методика организации педагогического процесса. Постепенно вводя в учебный процесс игры на развитие и формирование чувства ритма, наблюдая за детьми, как они справляются с различными, порой непростыми партиями в оркестре, я убедилась в правильности выбора методики обучения и развития детей в данном направлении, что подтверждает мониторинг музыкальных способностей по методике диагностики Ольги Петровны Радыновой, проведенный до использования моей методики и после. Результативность метода представлена в Приложении 1. Считаю, что разработанный О.П. Радыновой метод диагностики, а также критерии оценок, является самым объективным и удобным в практической работе с дошкольниками. Анализируя данные за последние три года, я пришла к выводу, что моя авторская разработка «Ритмокруг» помогла повысить показатели по следующим разделам:
Благодаря использованию моей авторской разработки «Ритмокруг», воспитанники приняли участие и стали победителями конкурсов различного уровня. (Приложение 2) А это значит, что моя методическая разработка по развитию ритмического навыка у детей дошкольного возраста дает положительный результат и пользуется большим успехом у педагогического сообщества. Данное пособие может быть использовано в любом образовательном учреждении в сочетании с любой образовательной программой при организации развития ритмического навыка у детей дошкольного возраста. Предложенный алгоритм работы ритмической деятельности с воспитанниками и методы могут быть использованы при проектировании содержания, форм и способов организации образовательного процесса. Пособие предназначено для педагогов образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, заинтересованных в получении нового результата образования в соответствии с ФГОС. В связи с тем, что ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ, поступающих в детский сад в перспективе планируется включение в пособие раздела «Ритмическая деятельность с детьми с особыми образовательными потребностями». Материалы по развитию ритмического навыка у дошкольников с использованием пособия «Ритмокруг» представлены (Приложение 3):
|