«Реализация проектной деятельности как средство комплексного развития детей старшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Столярова Мария Олеговна Иванова Юлия Дмитриевна | |||
18.03.2024 20:43 | |||
«Реализация проектной деятельности как средство комплексного развития детей старшего дошкольного возраста» Эффективным способом комплексного развития дошкольников является организация проектной деятельности. В статье рассматривается наш опыт работы по созданию и реализации проекта «Жизнь на Севере». В ходе проекта происходило развитие детей по всем образовательным областям, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основная идея проекта, который был реализован нами с детьми старшего дошкольного возраста в 2023-2024 учебном году, состояла в том, чтобы, прежде всего, расширить представления детей о России, воспитывать чувство общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей. Мы считаем, что дошкольники, независимо от того, в каком регионе нашей страны они живут, должны познакомиться с многообразием природы, национальностей, климатическими особенностями разных уголков России. Поэтому для развития детей нашей группы, проживающих в Москве, был создан проект по знакомству с российским Севером.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» осуществлялась нами в процессе всех мероприятий проекта, и, прежде всего, в ходе бесед с детьми, словесных и настольно-печатных дидактических игр. Нами создана картотека дидактических игр, которую мы применяли для знакомства детей с природой, климатом и традициями людей, проживающих в северных регионах России. Приобретены дидактические материалы (игры, раскраски, объемные картинки, конспекты бесед и т.д.). Беседы с детьми о традициях, культуре и особенностях быта северных народов, природе и климате Севера мы сопровождали иллюстрациями, так как наглядная информация лучше воспринимается и запоминается детьми. Также детям понравились объемные картинки, которые объединены в сборнике «Во льдах Арктики». Особое внимание мы уделяли организации игровой деятельности детей в рамках проекта. Например, дети с увлечением играли в игру-бродилку, в ходе которой детям нужно было помочь белому мишке пробраться по льдам к своему дому. Нами приобретен для детей комплект пластиковых фигурок, изображающих пингвина, северного оленя, белого медведя, касатку и других животных. Дети играли с этими фигурками, закрепляя полученные знания об особенностях поведения северных животных. Знакомили дошкольников с природными условиями и животными Севера посредством настольных игр, разрезных картинок, вкладышей. Игры с вкладышами представляют собой игровое поле и наборы фигурок животных, детям необходимо правильно сопоставить фигурку животного с контурным изображением на поле. Выполняя такие игровые задания, дети называли животных, пополняя свой словарный запас. В ходе игр с вкладышами осуществлялось речевое и познавательное развитие детей, а также совершенствование мелкой моторики. Большой объем работы в ходе проекта «Жизнь на Севере» проводился в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В частности, на занятиях мы читали детям художественные (рассказы и стихотворения) и научно-популярные произведения о Севере. Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнена нами художественной и познавательной литературой о природе и жителях Севера для детей. В сборе художественной литературе принимали участие дети, их родители, а также воспитатели. Среду пополнили такие книги, как «Дома мира», «Беседы о русском Севере», «Животные Арктики» и др. Развитию творческих способностей детей, расширению их представлений о животных Севера способствовали занятия по изобразительной деятельности. Дети закрепляли полученные знания о природе и народах Севера, а также развивали свое воображение и творческие способности. На занятиях по изобразительной деятельности дети с помощью пластилина создали творческие работы на тему «Белый медведь» и «Заяц» в технике пластилинографии. На занятиях поизобразительной деятельности дети также раскрашивали раскраски «Животные Севера». В рамках проекта нами совместно с музыкальным руководителем были организованы музыкальные занятия, на которых дети разучивали танцы северных народов с применением бубна. Такие танцы развивали познавательную сферу детей, осуществлялось художественно-эстетическое и физическое развитие. В целях ознакомления детей с бытом и жилищем народов Севера организовали для детей просмотр познавательных мультфильмов, занятия по изготовлению поделок из природного материала в виде жилищ северных народов, провели познавательные беседы с детьми с применением интерактивной компьютерной презентации. Из природного и искусственного материала созданы мини-инсталляции сцен из жизни северных народов. Применялись такие материалы, как вата, мех, веточки, леска и др. Инсталляции создавались на занятиях и детьми с родителями дома. По итогам этой деятельности мы организовали выставку детских работ, что стало творческим продуктом нашего проекта «Жизнь на Севере». Отметим, что среди экспонатов организованной нами выставки также аппликации и работы в технике пластилинографии «Белый медведь», поделки в виде пингвинов и др. Следует отметить, что во время проекта дети участвовали в коллективной деятельности и взаимодействовали друг с другом. Например, совместно играли в настольные и сюжетно-ролевые игры на тему Севера, принимали участие в беседах, создавали не только индивидуальную, но и коллективную творческую работу по аппликации. Также дети создавали коллективные мини-инсталляции из песка, веточек, шишек и фигурок животных во время прогулок на участке. Данная деятельность способствовать развитию детей в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», дети учились общаться и работать в команде. Таким образом, реализация проекта «Жизнь на Севере» позволила нам решить комплекс задач по развитию старших дошкольников, в том числе расширить представления детей о природе Севера, быте, культуре и традициях северных народов, формировать у детей интерес к изучению России.
воспитатель ГБОУ Школа №97 ДО 3, г. Москва
|