Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Кудрявцева Татьяна Борисовна   
26.05.2024 11:42

«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста»«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста»

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых для детей является технология лэпбукинга.

 

В нашей стране он считается методом новым и пока еще не получил широкого распространения. Научной литературы по использованию лэпбуков на данный момент нет. Однако стоит знать, что лэпбукинг – самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями во всем мире. Впервые термин «лэпбук» появился в книге Тэмми Дьюби в 2006 г. Тэмми – писательница, а также homeschoolmom – мама, реализующая семейное обучение. Она живет в штате Вирджиния, США. В России идея использования этой технологии принадлежит Татьяне Пироженко – автору научно­популярных и развивающих книг для детей.

Лэпбук (lapbook, lap – колени, book – книга) – в дословном переводе с английского – книжка на коленях. Это небольшая интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, конвертов, подвижных кругов, стрелок, вынимающихся, разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и про­ сто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а также родите­ лей и ребенка.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к организации пространственной предметно­развивающей среды:

  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.
  • является средством художественно­ эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • доступен детям дошкольного возраста по структуре и содержанию
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук обеспечивает:

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка
  • развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности
  • развитие воображения, творческой и речевой активности
  • возможность выбора детьми материалов, видов работ
  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Дидактические разработки в виде лэпбука дают возможность педагогу привлекать воспитанников к активной исследовательской деятельности. Также, можно отметить, что создание лэпбука – это интерактивный вид деятельности, начиная от избрания темы и дизайна до реализации готового «продукта» технологии. Каждый раздел лэпбука, над которым работает ребенок, требует напряженной концентрации внимания, но так, как этот процесс протекает в игровой форме, исчезает проблема учебной перегрузки и происходит «погружение» ребенка к творческой деятельности, в основе которой лежит протекание мыслительных процессов различной сложности.

Анализ литературы свидетельствует о том, что изготовление старшими дошкольниками лэпбука обеспечивает возможность научить их работать с разными источниками информации; сформировать умение анализировать, выделять основные компоненты информации; расширить и обогатить словарный запас детей, активизируя их коммуникативную компетенцию; формировать у старших дошкольников умение логически мыслить; научить представлять интересную информацию в необычной форме; создать здоровьесберегающую и эмоционально развивающую среду; расширять информационное пространство за счет создания исследовательской среды.

Новизна данной формы работы с детьми обусловлена отсутствием системного использования лэпбуков в практике детских садов. Образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе комплексно­тематического планирования. Возникает проблема проведения итогового мероприятия, т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой­либо продукт (мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер­класс для родителей, досуг и другие формы работы). Было принято решение, что формой представления итогов недели будут тематические лэпбуки. В младших группах тематические папки изготавливают дети с родителями, а в старших группах ребята презентуют родителям свои лэпбуки, разработанные самостоятельно или совместно с воспитателем в качестве партнера.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год