Картотека игр на развитие внимания. Средний и старший дошкольный возраст. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Волкова Татьяна Сергеевна | |||
09.11.2024 07:00 | |||
Картотека игр на развитие внимания. Средний и старший дошкольный возраст. Средний дошкольный возраст. Игра «Хлоп» ( «Топ») Цель: развитие внимания в ходе игры «Хлоп» ( «Топ») Ход игры: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога), если педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.). Игра «Будь внимателен!» Цель: развитие внимания, навыка самоконтроля в ходе игры «Будь внимателен!» Ход игры: ребенок повторяет слова, которые педагог произносит. Слова определенной категории повторять нельзя Игра «Волшебное слово» Цель: развивать внимание; способствовать освоению правил этикета в ходе игры «Волшебное слово»
Ход игры: ребенок должен выполнять просьбу педагога только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста». Например: звучит фраза «Дай мне куклу» — ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли. Игра «Съедобное — несъедобное» Цель: развитие внимания, координация движений в ходе игры «Съедобное – несъедобное» Оборудование: мяч. Ход игры: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица — животное, живое — неживое, тихое — громкое и т. п. Игра «Я скажу, а ты — запомни» Цель: развитие внимания, наблюдательность в ходе игры «Я скажу, а ты запомни» Ход игры: предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например,: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п. Игра «Кто-то наследил» Цель: развитие внимания, поисковых навыков в ходе игры «Кто-то наследил» Оборудование: «следы» зайца, вырезанные из бумаги. Ход игры: разложить по комнате заячьи следы в виде запутанной тропы. Обратить на них внимание ребенка: «Смотри- ка! К нам зайчик приходил, вот его следы, да как много! Попробуй пройди по ним, может быть, он спрятал какой-нибудь гостинец!» В конце тропы положить морковку, угостить ребенка. Игра «Посмотри и сделай так же» Цель: развитие внимания в ходе игры «Посмотри и сделай так же» Ход игры: взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая. Старший дошкольный возраст. Игра «Что слышно?» Цель: развитие внимания, умение быстро сосредоточиваться в ходе игры «Что слышно?» Ход игры: ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. Игра «Будь внимателен!» Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы в ходе игры «Будь внимателен!» Ход игры: на слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны «аист» — стоять на одной ноге. Игра «Слушай хлопки!» Цель: развитие активного внимания в ходе игры «Слушай хлопки» Ход игры: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Игра «Найди отличия» Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания в ходе игры «Найди отличия» Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Ход игры: ребенку предлагаются: а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». Игра «Выложи из палочек» Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки в ходе игры «Выложи из палочек» Ход игры: посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе. Игра «Разведчики» Цель: развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности в ходе игры «Разведчики» Оборудование: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг) Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например: «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы. Игра «Строители» Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания в ходе игрового упражнения «Строители» Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых — образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш. Ход игры: ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
|