«Опыт работы с детьми с РАС: от дидактических игр к развитию самостоятельности» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Меметова Зуре Эюповна | |||
26.04.2025 06:16 | |||
Меметова Зуре Эюповна, воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» пгт. Зуя Белогорского района Республики Крым Цель: поделиться опытом работы с детьми с РАС, рассказать о используемых дидактических играх и достигнутых успехах. Не существует единственно верного педагогического подхода, который бы идеально подошел для каждого ребёнка с РАС. Но многие классические программы по обучению и педагогические приемы могут быть адаптированы с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребёнка. Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа сложных нарушений развития, влияющих на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение. Важно понимать, что РАС – это спектр, а значит, проявления и степень выраженности симптомов варьируются от человека к человеку. Нет двух идентичных случаев аутизма.
Дети с РАС могут испытывать трудности в установлении зрительного контакта, понимании социальных сигналов и выражении эмоций. Часто наблюдаются повторяющиеся действия, ограниченные интересы и повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, таким как свет, звук или прикосновения. Учитывая уникальные потребности каждого ребенка с РАС, специализированный подход в обучении имеет решающее значение. Индивидуальные образовательные программы, адаптированные учебные материалы и поддержка квалифицированных специалистов помогают детям с РАС раскрыть свой потенциал и успешно интегрироваться в общество. Цели работы с детьми с РАС: Создание комфортной развивающей среды. Снижение уровня тревожности и улучшение социальной адаптации. Развитие коммуникативных навыков через игры и интерактивные занятия. Изначально, дидактические игры структурируются с учетом сенсорных особенностей и когнитивных стилей каждого ребенка, что соответствует принципам адаптивной педагогики. Применяются визуальные расписания, таймеры и четкие правила, минимизирующие сенсорную перегрузку и тревожность. Постепенно, игровые сценарии усложняются, включая элементы социального взаимодействия и принятия решений. 1. Сортировка по форме и цвету Цель: Развитие восприятия цвета и формы, мелкой моторики. Описание: Ребенку предлагается набор предметов различного цвета и формы. Он должен рассортировать их по заданным критериям (например, все красные предметы в одну коробку, все круглые – в другую). Материалы: Набор разноцветных и различных по форме предметов (блоки, шарики, карточки), коробки или контейнеры. Результаты: Улучшение зрительного восприятия, координации движений, формирование навыков классификации. 2. Игра "Найди половинку" для детей с РАС Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, установление причинно-следственных связей, расширение словарного запаса и формирование навыков коммуникации. Описание: Игра представляет собой набор карточек с изображениями различных предметов, животных или геометрических фигур, каждая из которых разделена на две половинки. Задача ребенка – найти соответствующие половинки и соединить их, образуя целое изображение. Игра может быть адаптирована под индивидуальные особенности и интересы ребенка, с использованием знакомых ему предметов или любимых персонажей. Материалы: Карточки из плотного картона или ламинированной бумаги с яркими, четкими изображениями. Количество карточек варьируется в зависимости от уровня развития ребенка. Возможно использование тактильных материалов для дополнительной стимуляции. Результаты: Улучшение концентрации внимания, развитие навыков сопоставления и классификации, расширение словарного запаса, формирование позитивного отношения к обучению и взаимодействию. Игра способствует развитию мелкой моторики и координации движений. 3. Игра «Покажи такой же: большой, средний, маленький» для детей с РАС Цель: Развитие навыков сопоставления по размеру (большой, средний, маленький), улучшение понимания вербальных инструкций, стимуляция зрительного внимания и мелкой моторики. Игра направлена на расширение словарного запаса, связанного с понятиями размера, и формирование базовых математических представлений. Описание: Игра представляет собой упражнение, в котором ребенку предлагается найти место объекту, определенного размера. В начале, необходимо показать ребенку примеры объектов разных размеров, четко проговаривая «большой», «средний», «маленький». Затем, просите ребенка указать на объект определенного размера из предложенных. Постепенно усложняйте задачу, предлагая больше вариантов для выбора. Материалы: Набор предметов разных размеров (мячи, кубики, игрушки), карточки с изображениями объектов разных размеров, контейнеры разного размера (по желанию). Результат: Ребенок демонстрирует понимание понятий «большой», «средний», «маленький» и способен сопоставлять объекты по размеру, выполняя вербальные инструкции. Улучшается концентрация внимания, развивается мелкая моторика и расширяется словарный запас. Игра способствует формированию базовых навыков, необходимых для дальнейшего обучения. 4. Математический планшет для ребенка Цель: познакомить ребенка с основами геометрии, арифметики и развить пространственное воображение. Планшет помогает формировать понимание форм, размеров, симметрии и отношений между объектами. Описание: представляет собой доску с сеткой отверстий, в которые вставляются колышки. С помощью резинок различных цветов ребенок может создавать геометрические фигуры, узоры и даже решать простые математические задачи. Планшет часто комплектуется набором карточек с заданиями, которые постепенно усложняются. Материал: обычно изготавливается из прочного пластика или дерева. Колышки и резинки также должны быть безопасными для детей, не содержать токсичных веществ и иметь закругленные края. Результат: развивает мелкую моторику, координацию движений, внимание и усидчивость. Ребенок учится визуализировать абстрактные понятия, решать задачи творчески и находить нестандартные решения. Математический планшет создает прочный фундамент для дальнейшего изучения математики. 5. «Игры с конструктором» Цель: Развивать умение детей, строить домик. Формировать умение выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры. Описание: Дидактические игры с использованием Лего-конструктора развивают детское воображение, творчество, реализуют детские идеи, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощают их в жизнь, чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим. Материал: обычно изготавливается из прочного пластика Результат: Конструктор Лего дает ребенку возможность воплощать свои идеи в реальность. Строительство по замыслу развивает воображение, логическое мышление и навыки планирования. Ребенок учится представлять конечный результат, улучшению концентрации внимания, развитию пространственного мышления и планированию. Повторяющиеся действия при конструировании могут оказывать успокаивающее воздействие и способствовать саморегуляции. 6. Игра "Огород" для ребенка с Аутизмом Цель: Развитие навыков сопоставления, внимания, мелкой моторики и расширение словарного запаса по теме "овощи". Описание: Игра представляет собой имитацию огорода, где ребенок, используя карточки-образцы, располагает муляжи овощей на игровом поле в соответствии с изображением. Вариации могут включать сортировку овощей по цвету, форме или размеру, а также сбор "урожая" в корзину. Материал: Игровое поле из картона, муляжи овощей, карточки с изображением расположения овощей на огороде, корзина для "урожая", пинцет. Результат: Ребенок учится сопоставлять объекты с изображениями, развивает зрительное восприятие и координацию движений, а также расширяет свои знания об овощах и их расположении. Игра способствует улучшению концентрации внимания и усидчивости. Таким образом, инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет собой актуальную задачу современной педагогики. Наш опыт показывает, что систематическое использование дидактических игр является эффективным инструментом для формирования базисных навыков, необходимых для последующего развития самостоятельности.
Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра требует терпения, гибкости и понимания. Но эти усилия оправдываются, когда я наблюдаю, как дети развиваются, учатся взаимодействовать с окружающим миром и достигают успехов, что является источником вдохновения для меня. Понимание индивидуальных потребностей, создание безопасной и поддерживающей среды, использование разнообразных методов коммуникации и активное сотрудничество с родителями помогают не только в образовательном процессе, но и в эмоциональном и социальном развитии. Ребенок научился устанавливать зрительный контакт, откликаться на имя и просьбы. Он активно участвует в групповых играх, проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками. Теперь самостоятельно выполняет простые поручения, проявляет инициативу в занятиях. В числе достижений – улучшение понимания обращенной речи, развитие мелкой моторики, выполнение сложных инструкций, требующих нескольких последовательных действий. Продуктивная деятельность проявляется в умении концентрироваться на задании, доводить начатое до конца. Значительно улучшились навыки культурно-гигиенического поведения, ребенок соблюдает режим дня. Отмечается положительная динамика в физической активности, ребенок с удовольствием участвует в подвижных играх и упражнениях. Данные результаты стали возможными благодаря индивидуальному подходу, терпению и систематической работе. В заключение, хочу подчеркнуть, что работа с детьми с РАС – это не только сложная, но и чрезвычайно благодарная задача. Наблюдая за их прогрессом и успехами, мы видим результаты наших усилий и осознаем важность нашей работы. Литература:
|