Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Поделки из соленого теста
Автор: Рудакова Елена Александровна   
27.12.2022 22:00

РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТАРАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Рудакова Е. А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» г.о. Саранск

Данная статья посвящена проблеме развития декоративного творчества детей 4-5 лет в процессе организации лепки из соленого теста. Работа включает описание психолого-педагогических исследований и методических разработок по проблеме развития декоративного творчества детей среднего дошкольного возраста в процессе организации лепки из соленого теста, анализ экспериментальной работы по обозначенной теме исследования в дошкольной образовательной организации.

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров – уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте». При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. [9, с. 56].

 

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки – ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В дошкольной образовательной организации чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. [13, с.34].

На сегодняшний день изучению развития детского декоративного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов. Несмотря на разработанность выбранной темы, ее методический аспект не достаточно систематизирован для использования в педагогической деятельности воспитателя.

Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. [11, с. 45].

Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, насколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий[14, с. 31].

Любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.

В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация Программы предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения. [2, с. 76]/

Достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я использую замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. [2, с. 67].

Техника лепки из соленого теста богата и разнообразна, но при этом доступна даже самым маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться. [8, с. 35].

Лепка имеет большое значение для развития дошкольников. Она способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления, привитию ручных умений, необходимых для успешного обучения в школе. Вместе с детьми педагог лепит из соленого теста фигурки людей и животных, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания. При изготовлении декоративных изделий используем бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными. [6, с.56].

В работе с детьми по лепке из соленого теста можно использовать чеснокодавилку для изготовления лапши или декоративных элементов, расческа помогает нанести ажурный узор, волны, равномерные точки, полоски, при помощи различных пуговиц получаем рельефную поверхность. Нравится детям создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При изготовлении мелких деталей дети приучаются к аккуратности и тщательности.

Готовые изделия сушатся на воздухе, после чего начинается окрашивание и роспись. Для раскрашивания поделок используется гуашь, акриловые краски, а иногда даже лак для ногтей. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие. [ 12, с. 45].

Лепка из соленого теста интересный и необходимый вид детского декоративного творчества, поскольку благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. А положительные эмоции являются основой обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и изобразительных задач.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании творчества.

Список используемых источников

  1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: [планы занятий]: практ. пособие для педагогов дошк. учреждений / А. П. Аверьянова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 96 с.
  2. Акулова, О. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (ФГОС): метод. материалы / О. Акулова, А. Вербенец, А.Гогоберидзе.-М.: Детство-Пресс, 2016. — 124 с.
  3. Барыкина, Е.К. Лепка: учеб. пособие / Е. К. Барыкина. – М.: АСТ-ЛТД, 2008. – 124 с.
  4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  5. Ветлугина, Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева [и др. ]; под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980. – 208 с.
  6. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Н. А. Ветлугиной. – Ереван: Луйс, 1990. – 319 с.
  7. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 94 с.
  8. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студентов. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 439 с.
  9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для воспитателя дет. сада / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 91 с.
  10. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Г. Г. Григорьева. — М.: Академия, 1997. – 363 с.
  11. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г. Г. Григорьева. — М.: Академия, 2000. — 344 с.
  12. Дрезнина, М. Г. Навстречу друг другу: программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 240 с.
  13. Иванова, Т. И. Занятия по лепке в детском саду: пособ. для воспит. / Т. И. Иванова. – М.: Владос, 2006. – 176 с.
  14. Кискальт, И. Солёное тесто: увлекательное моделирование: кн. для педагога / И. Кискальт. — М.: Профиздат, 2012. — 124 с.
  15. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: кн. для педагога / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика – синтез, 2005. – 276 с.
  16. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа: учеб. пособие / Т. С. Комарова. -М.: Мозайка-Синтез, 2016. — 117 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год