Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект в подготовительной группе «Моя родословная»
Праздник "День Семьи"
Автор: Нархова Ирина Ивановна   
29.12.2022 06:46

Проект в подготовительной группе «Моя родословная»Проект в подготовительной группе «Моя родословная»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п.Добринка Липецкой области

Проект разработан и выполнен Воспитателем: Нарховой И.И. п.Добринка

Актуальность: Неуважение к своим предкам есть первый признак дикости и безнравственности. А.С. Пушкин

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. Поэтому знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого — девятого колена. История каждого рода является составной частью истории Отечества. Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.

 

Скачать конспект

Поэтому одной из важнейших задач является- формирование у детей интереса к истории семьи, своей родословной, семейным традициям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «предки», «родословная». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей.

Цель проекта: Познакомить детей со своей родословной.

Задачи проекта:

  1. Обобщать и расширять знания детей о семье.
  2. Формировать представления детей о родственных отношениях, родословной, семейных традициях и обычаях.
  3. Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем членам семьи, к предкам.

Тип проекта: информационный, краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы «Капельки», родители воспитанников, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

1. Дети

  • проявляют интерес к проектной деятельности, используют различные источники информации для достижения поставленной цели, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности
  • делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, о профессиях и увлечениях членов своей семьи, называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы, стихи о своей семье
  • имеют представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях.

2. Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.

3. Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

4. Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о своей родословной, истории семьи, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи, гордости за принадлежность к своему роду.

1 этап подготовительный:

Рассматривание иллюстраций, художественной литературы о семье, фото и т.д. Детям дано задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе совместной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа

2 этап основной:

Воспитатель читаем детям стихотворение Я.Акима «Моя родня»:

Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.

Также воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям: А.Ван Дейк «Семейный портрет»; И.Хомутова «Семья»; Ф.Кащеев «Утро. Семья».

Воспитатель предлагает детям рассказать, о чем говорится в стихотворении, кто изображен на картинах? Спрашивает детей, как они думают, что такое семья? Предлагает рассказать о членах своей семьи, назвать родственные отношения, имена и отчества своих родных, рассказать о семейных традициях и обычаях.

Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие по изучению своей родословной и разрабатывают его маршрут:

- Уточнить знания о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

-Узнать как можно больше о каждом члене семьи (фамилии, имена, отчества прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, папы, мамы, тети, дяди, братьев, сестер и др. родственников, дату и место их рождения, в какой детский сад и школу они ходили, какое образование получили, где и кем работают, где живут, чем занимаются, их заслуги, награды, увлечения).

  • Узнать о происхождении своего имени, фамилии.
  • Познакомиться с историей семьи, родословной.
  • Познакомиться с семейными традициями и обычаями, семейными реликвиями

Совместно с воспитателями и родителями дети готовят к презентации красочный альбом «Моя родословная», в котором размещают свои рисунки, рассказы, стихотворения о семье, изображения генеалогического древа, флага и герба семьи, семейные фотографии.

Формы и методы работы с детьми

Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «Папа может все, что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие – родные?», «Воспитание уважения к людям старшего поколения», «Бабушку свою очень я люблю!»;

Ситуативный разговор: «Моя семья», «Сколько я в слове «семья»?», «Ветви и корни», «В гости к бабушке», «Права и обязанности в семье», «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождения членов семьи»;

Создание детских дизайнерских проектов (из бумаги и картона): «Мой дом», «Красивая мебель в моем доме», «Дачный домик»;

Мастерская по изготовлению генеалогического древа «Моя родословная»;

Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Семейное путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Я буду мамой (папой)», «Здравствуй, мамочка моя!», «Много у бабушки с нами хлопот», «Мой любимый папочка», «Летний отдых нашей семьи», «У меня братишка (сестренка) есть», «Наша дружная семья», «Мои домашние питомцы»;

Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Семья»;

Беседы по картинам: И.Репина «Стрекоза», О.Ренуара «Мадам Шарпантье со своими детьми», А.Ван Дейка «Семейный портрет», Я.Колокольникова-Воронина «Автопортрет с женой и сыном», Ю.Кугач «В субботу».

Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений: С.Баруздина «Мамина работа», Р.Гамзатова «Мой дедушка», В. Драгунского «Моя сестренка Ксения», Н.Носова «И я помогаю», Э.Мошковской «Про бабушку», В.Осеевой «Сыновья», Т.Белозерова «Бабушка и внучка», Е.Благининой «Бабушка-забота», Л.Воронковой «Бабушкины дела»;

Чтение и заучивание стихотворений: Я.Акима «Моя родня», Т.Боковой «Папа», Т.Шорыгиной «Дедушка», Г.Гумерова «Буду, как мама», Е.Благининой «Посидим в тишине», Т.Давлетбердиной «Маме», Ф.Рахимкуловой «Дедушка», Д.Булгаковой «Спасибо, дедушка»;

Пересказ рассказов и сказок: В.Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», Ш.Перро «Красная Шапочка», Т.Шорыгиной «Родные вещи»;

Чтение сказок: «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка»;

Выборочное чтение произведений: А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», И.Одоевского «Городок в табакерке», Л.Толстого «рассказы для маленьких»;

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Семья (рождение брата или сестры)».

Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г.Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В.Осеевой «Обычная старушка»; сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»;

Пальчиковые игры: «Семья»;

Творческие проекты: «Дата рождения, знак зодиака», «Ласковые домашние имена», «Любимое домашнее занятие», «Что доставляет ребенку радость», «Любимые игры», «Отдыхаем всей семьей», «Как мы проводим свободное время».

Аппликация: «Портрет мамы»

Рисование: «Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы», «Моя семья», «Здравствуй, это я!», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Герб и флаг моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи»;

Лепка: «Розы в подарок маме», «Мой папа-спортсмен», «Бабушка и дедушка», «Семейный портрет»;

Изготовление сувениров для членов семьи.

Слушание произведений П.Чайковского «Детский альбом»

Праздники: «День матери.

3 этап заключительный:

Составление родословной

Составление генеалогического древа «Моя семья –моя родословная»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год