Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игра как способ социально-коммуникативного развития и позитивного общения с детьми раннего возраста».
Коммуникация
Автор: Васильева Алина Владимировна   
21.10.2023 11:35

«Игра как способ социально-коммуникативного развития и позитивного общения с детьми раннего возраста».«Игра как способ социально-коммуникативного развития и позитивного общения с детьми раннего возраста».

Подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида»

Васильева Алина Владимировна Кировского района г. Казани

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. В. Гюго

В настоящее время развитие детей раннего возраста как будущих личностей становится актуальной тенденцией.

Ранний возраст – это ответственный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Важнейшей задачей ФГОС ДО является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей.

 

Игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Дети раннего возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Так Выготский Л. С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать всё более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребёнка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.

Выготский Л. С. и его последователи считали, что ребенок созревает психологически социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок» из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он у тех, кого любит, кому доверяет. По мнению М. И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

Главным в общении с ребенком раннего возраста является практическое взаимодействие, в ходе которого педагог выступает как его соучастник, равноправный партнер, помогая малышу в игровой форме освоить то или иное действие с предметом, вызвавшим интерес. Доброжелательность и внимание педагогов создают благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придают уверенность в своих силах, а оценка стимулирует желание продолжать и совершенствовать свои действия, исправлять ошибки, добиваясь правильного результата.

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного» значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.

Игра – наиважнейшая, универсиальная сфера ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные игры, которые должны соответствовать возрастным возможностям малышей.

Игры в парах способствуют становлению субъектного, эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формируют потребность в общении. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. В центре таких игр находится взрослый, предлагающий детям повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваясь ими или совершая их синхронно. Находясь между детьми, педагог является центром ситуации, как бы дирижируя совместной игрой и одновременно участвуя в ней.

Примерами таких игр могут служить игры-забавы: «Ладушки», «По узенькой дорожке», «Коза рогатая», «Сорока», «Цап», «Прятки» и другие. Они включают ярко выраженный эмоциональный компонент, подражание действиям партнера.

Совместные игры детей раннего возраста помогают малышам пережить чувство общности и воспитывают умение вступить в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников, требуя от детей большей собранности и самостоятельности.

Эти игры должны строиться на простых, доступных, хорошо знакомых детям движениях. Но поскольку малыши выполняют эти движения вместе, им приходится согласовывать свои действия с действиями сверстника, считаться друг с другом. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к каждому сверстнику и педагогу.

В ходе таких игр педагог предлагает детям выполнить вместе какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладошки, покружиться и др.) и побуждает их подражать действиям друг друга.

Необходимо соблюдать баланс между подвижными, эмоционально-насыщенными и более спокойными играми. в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятсяпальчиковые, в которых дети также могут подражать друг другу.

Пальчиковые игры – это еще и один из вариантов позитивного общения. Их можно организовывать в любое время дня, перемежать ими подвижные игры, они помогут занять всю группу детей, сидящих за столом в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и хорошо успокаивают их.

Развитию совместности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных и построенные на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.

Хороводные игры всегда связаны с праздниками, в них царят веселье. По своему характеру эти игры-забавы. Педагогу эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Примерами детских хороводов являются такие игры, как «Карусели», «Снежок», «Раздувайся, пузырь» и другие.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей раннего возраста и способствуют позитивному общению детей со сверстниками, с педагогами. Общаясь друг с другом в игровой форме, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого.

Ниже приводится описание некоторых игр, направленных на развитие у детей раннего возраста позитивного общения со сверстниками.

Игра «Мы топаем».

Цели: учить детей простым движениям, развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни.

Описание игры. Педагог предлагает ребенку потанцевать. Стоя, дети выполняют движения под слова:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

Игра «Ванька-встанька»

Цели: вызывать внимание к игровым действиям взрослого, стимулировать к подражанию действиям с игрушкой, вызывать положительные эмоции.

Описание игры: педагог качает неваляшку на глазах у детей и читает стихотворение:

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

Будь послушен, ишь, какой!

Нам не справиться с тобой!

Н. Пикулева

Затем педагог снова читает стихотворение и побуждает ребенка выполнять действия.

Игра «Котятки»

Цели: снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса, развивать восприятие, внимание, память, речь, воображение.

Описание игры: все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали...» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова:

Все котятки

Мыли лапки:

Вот так! Вот так!

Мыли ушки,

Мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали:

Вот так! Вот так!

Список литературы

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155
  2. АраловаМ. А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ Сост. М.А. Аралова – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. – 1966. — №6.
  4. Галой Н. Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий / Н. Ю.Галой. – Волгоград: Учитель, 2015.
  5. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2008.
  6. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т. В. Костяк. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  8. Маханева М.Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Психологическая безопасность ребенка раннего возраст. Современные технологии Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013.
  10. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2013.
  11. www. infourok. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год