«Игра как способ социально-коммуникативного развития и позитивного общения с детьми раннего возраста». |
Коммуникация | |||
Автор: Васильева Алина Владимировна | |||
21.10.2023 11:35 | |||
«Игра как способ социально-коммуникативного развития и позитивного общения с детьми раннего возраста». Подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида» Васильева Алина Владимировна Кировского района г. Казани Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. В. Гюго В настоящее время развитие детей раннего возраста как будущих личностей становится актуальной тенденцией. Ранний возраст – это ответственный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Важнейшей задачей ФГОС ДО является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей.
Игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Дети раннего возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Так Выготский Л. С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать всё более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребёнка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир. Выготский Л. С. и его последователи считали, что ребенок созревает психологически социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок» из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он у тех, кого любит, кому доверяет. По мнению М. И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации. Главным в общении с ребенком раннего возраста является практическое взаимодействие, в ходе которого педагог выступает как его соучастник, равноправный партнер, помогая малышу в игровой форме освоить то или иное действие с предметом, вызвавшим интерес. Доброжелательность и внимание педагогов создают благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придают уверенность в своих силах, а оценка стимулирует желание продолжать и совершенствовать свои действия, исправлять ошибки, добиваясь правильного результата. Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного» значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен. Игра – наиважнейшая, универсиальная сфера ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные игры, которые должны соответствовать возрастным возможностям малышей. Игры в парах способствуют становлению субъектного, эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формируют потребность в общении. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. В центре таких игр находится взрослый, предлагающий детям повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваясь ими или совершая их синхронно. Находясь между детьми, педагог является центром ситуации, как бы дирижируя совместной игрой и одновременно участвуя в ней. Примерами таких игр могут служить игры-забавы: «Ладушки», «По узенькой дорожке», «Коза рогатая», «Сорока», «Цап», «Прятки» и другие. Они включают ярко выраженный эмоциональный компонент, подражание действиям партнера. Совместные игры детей раннего возраста помогают малышам пережить чувство общности и воспитывают умение вступить в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников, требуя от детей большей собранности и самостоятельности. Эти игры должны строиться на простых, доступных, хорошо знакомых детям движениях. Но поскольку малыши выполняют эти движения вместе, им приходится согласовывать свои действия с действиями сверстника, считаться друг с другом. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к каждому сверстнику и педагогу. В ходе таких игр педагог предлагает детям выполнить вместе какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладошки, покружиться и др.) и побуждает их подражать действиям друг друга. Необходимо соблюдать баланс между подвижными, эмоционально-насыщенными и более спокойными играми. в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятсяпальчиковые, в которых дети также могут подражать друг другу. Пальчиковые игры – это еще и один из вариантов позитивного общения. Их можно организовывать в любое время дня, перемежать ими подвижные игры, они помогут занять всю группу детей, сидящих за столом в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и хорошо успокаивают их. Развитию совместности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных и построенные на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. Хороводные игры всегда связаны с праздниками, в них царят веселье. По своему характеру эти игры-забавы. Педагогу эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Примерами детских хороводов являются такие игры, как «Карусели», «Снежок», «Раздувайся, пузырь» и другие. Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей раннего возраста и способствуют позитивному общению детей со сверстниками, с педагогами. Общаясь друг с другом в игровой форме, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого. Ниже приводится описание некоторых игр, направленных на развитие у детей раннего возраста позитивного общения со сверстниками. Игра «Мы топаем». Цели: учить детей простым движениям, развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни. Описание игры. Педагог предлагает ребенку потанцевать. Стоя, дети выполняют движения под слова: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Качаем головой, Качаем головой. Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем И бегаем кругом. Игра «Ванька-встанька» Цели: вызывать внимание к игровым действиям взрослого, стимулировать к подражанию действиям с игрушкой, вызывать положительные эмоции. Описание игры: педагог качает неваляшку на глазах у детей и читает стихотворение: Ванька-встанька, Ванька-встанька, Будь послушен, ишь, какой! Нам не справиться с тобой! Н. Пикулева Затем педагог снова читает стихотворение и побуждает ребенка выполнять действия. Игра «Котятки» Цели: снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса, развивать восприятие, внимание, память, речь, воображение. Описание игры: все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали...» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова: Все котятки Мыли лапки: Вот так! Вот так! Мыли ушки, Мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали: Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! Список литературы
|