Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Коммуникация
Автор: Ерошева Ольга Васильевна   
16.11.2024 22:48

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо развитую речь, умеющие свободно общаться. Проблема коммуникации в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов.

Формирование коммуникативных умений – важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие.

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок

 

проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным.

При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни.

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. В ряде исследований ученых убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие – не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное

развитие ребенка.

Особую значимость сформированности коммуникативных умений у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику.

Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи».

Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача.

Однако формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов.

С появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положены культурологический, деятельностный и

личностно ориентированный подходы. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры,

развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста. Появилось такое понятие как «Культурные практики».

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо

не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются

самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы.

Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания,

умения в различных видах деятельности, они помогают детям

самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все

возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших

детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают

устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с

помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на

этапе завершения ФГОС ДО.

Совместно с родителями проводилась работа по формированию

адекватной самооценки у детей. Родители получали для этого

необходимые советы и консультации. Для этого проводились «Вечера

вопросов и ответов», «Мастер-классы», организовывались тематические

выставки, проведение совместных занятий, проектов. Темами

заседаний «круглого стола» стали: «Методы и приемы

формирования игры», «Развитие словаря ребенка», «Методы

развития общения».

На таких мероприятиях родители обменивались своим опытом,

выработанным путём экспериментирования, проб и ошибок. В

традиционных «Днях открытых дверей» давали родителям возможность

«погружения» в жизнь группы, непосредственного участия в играх,

занятиях. На родительских собраниях дети вместе с родителями

проигрывали игры, проводили коммуникативные тренинги, с

увлечением делились своими знаниями и навыками.

Культурные умения формируются на основе разнообразных

культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его

интересами, потребностями и способами самовыражения.

Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их

деятельность на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с

взрослыми и сверстниками, а с другой стороны, и это не менее важно

для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся

самостоятельных действий. Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый

ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который

является фундаментом полноценного общего развития, позитивной

социализации и индивидуализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова, Н.Б. Развитие культурологического подхода в

современной педагогике / Н.Б. Крылова // Личность в социокультурном

измерении: история и современность: сб. статей. – М.: Индрик, 2007. –

С. 132-138.

2. Лисина, М.И. Психология самосознания у дошкольников /

М.И. Лисина, А.И. Силвестру. – Кишинев: Штиинце, 1983.

3. Общение детей в детской саду и семье / под ред.

Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; науч. -исслед. ин-т дошкольного

воспитания акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990.

4. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред.

А.В. Запорожца. – М., 2010.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год