Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
Педагогика
Автор: Повышева Галина Михайловна   
14.08.2011 09:41

Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развитияСодержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы проекта программы формирования социальной компетентности у дошкольников с нарушением зрения.
1.1    Личность ребенка и особенности ее развития при нарушениях зрения.
1.2     Проблемы социально-психологической реабилитации детей с нарушением зрения.
1.3     Особенности социального развития дошкольников с нарушением зрения.
1.4     Педагогический потенциал собственного коллектива и социума.
Глава 2. Проект программы социализации детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.
Заключение
Библиографический список.   



Введение
В настоящее время проблемы социального развития ребёнка находятся в центре внимания и исследования специалистов многих отраслей современной науки. Различные аспекты этого процесса, в том числе его механизмы и структуру изучают философы и социологи, психологи и педагоги.
Социальное развитие ребенка – это процесс усвоения ценностей, традиций, культуры общества, где он только начинает жить. В совместных играх, занятиях и общении со сверстниками и взрослыми ребенок овладевает основами социальной компетентности, учась жить рядом с другими, учитывая их интересы и потребности, осваивая правила и нормы поведения, принятые в современном обществе.
Тем не менее, не смотря на пристальное внимание к проблеме социального воспитания и развития ребенка ученых-исследователей и специалистов-практиков, проблема социализации детей с отклонениями в развитии продолжает оставаться весьма актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Охрана зрения населения и борьба со слепотой относятся к числу важных медико-социальных проблем современного общества, что обусловлено не только уникальной ролью зрительного анализатора в познании и преобразовании мира, но и главным образом возрастающей распространенностью слепоты у населения земного шара (Либман Е.С., Шахова Е.В., 2000). По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами. За последние 12 лет численность незрячих увеличилась на 12 млн. человек, каждый четвертый из них – ребенок или человек, утративший зрение в детстве.
За последние 10 лет было отмечено уменьшение удельного веса населения и ухудшение качества его здоровья. По данным главного санитарного врача России, только 10% детей школьного возраста могут считаться здоровыми, 90% имеют те или иные хронические болезни и морфо-функциональные отклонения (Онищенко Г.Н., 1998). Среди вновь рождающихся младенцев уменьшилось число здоровых детей. К перинатально пострадавшим детям относится каждый второй из числа вновь родившихся. Патология перинатального периода негативно влияет на здоровье детей вообще и на здоровье их глаз в частности. Этим, вероятно, и обусловлено увеличение удельного веса лиц со зрительными нарушениями. Ранняя инвалидизация влечет за собой, как правило, существенное увеличение ограничение жизнедеятельности, возрастание социальной дезадаптации, связанное с ограничением социальных контактов ребенка, приводящим к нарушениям в развитии его личности, затруднениям в обучении и общении со сверстниками и взрослыми.
Освоение детьми с нарушением зрения социального опыта, включение их в систему коллективных отношений требует от коллектива педагогов дополнительных мер, опирающиеся на специальные знания и опыт по вопросам ранней реабилитации и социализации детей с нарушением зрения.
В МДОУ «Детский сад № 50» функционируют 5 общеобразовательных групп и с 1999г. открыты две группы коррекционного обучения для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. В группы коррекции принимаются дети с 3 до 7 лет по показаниям врача - офтальмолога и на основании решения МПК Свердловского района г. Перми. В условиях нашего ДОУ детям с нарушением зрения предоставляются места в группах компенсирующего обучения и в общеобразовательных группах с оказанием им медицинской коррекции. Эти дети по сути находятся в ситуации интеграции в группу здоровых детей, однако, такие группы не являются смешанными, так как количество детей с нарушением зрения в них  составляет 1-2 человека. Воспитатели общеобразовательных групп сталкиваются с особенностями интеллектуального, личностного и социального развития детей с нарушением зрения, указывая на существование проблемы установления и поддержания дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.
Актуальными для членов педагогического коллектива нашего ДОУ являются:
1)проблема взаимодействия воспитателей групп коррекционного обучения и общеобразовательных групп;
2)проблема социализации и социальной реабилитации детей с нарушением зрения, воспитывающихся как в группах коррекционного обучения, так и в общеобразовательных группах;
3)проблема активного взаимодействия педагогов с семьями, воспитывающими детей с нарушением зрения:
а) содействие родителям в повышении уровня педагогической компетенции;
б) выявление и изучение положительного опыта семейного воспитания;
Цель данной работы – разработка проекта программы по формированию основ социальной компетенции детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ.
Задачи:
1.Изучение особенностей личностного развития и специфики становления социального опыта у дошкольников с нарушением зрения.
2.Разработка модели взаимодействия специалистов в коррекционно- образовательном пространстве ДОУ, координация их деятельности в процессе социализации, реабилитация и социальная адаптации детей с нарушением зрения.
3.Выработка системы направленной работы с родителями детей, имеющих зрительную патологию, вовлечение их в разных формах в процесс психолого-педагогической коррекции, оказания ребенку действенной помощи в процессе освоения системы социальных связей и установления социальных контактов в макро- и микросоциуме.
Концептуальными основами проекта программы формирования социальной компетентности у дошкольников с нарушением зрения является обеспечение оптимальных условий для реализации системного, деятельностного и личностно- ориентированного подхода в реализации коррекционно-образовательных задач.
Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для активного включения в субъектно-субъектные отношения всех заинтересованных участников процесса, а именно – коллективом педагогов, детей – воспитанников ДОУ и их родителей. Поскольку только личность может воспитать только личность, необходимо позаботиться о создании условий для социально-нравственного и духовного роста всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Деятельностный подход предполагает, с одной стороны, включение всех участников программы в процесс общения как специфический вид деятельности, с другой стороны, программа опирается на виды деятельности, являющиеся ведущими в дошкольном возрасте и определяющими весь ход развития психики и личности ребенка (игра, изобразительная и музыкальная деятельность и др.).
Системный подход предполагает: 1) изучение и моделирование характера и механизма социальных связей и отношений взрослых с ребенком в макро- и микросоциуме, где макросоциум представляет собой ДОУ, а микросоциум – семья ребенка с нарушением зрения; 2) проведение системы работы со взрослыми-участниками воспитательного процесса (педагогами и родителями): а. реализация системы подготовки педагогов; б. создание системы работы с родителями; 3) реализация системы работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушениями зрения.

 

Глава 1. Теоретические основы проекта программы формирования социальной компетентности у дошкольников с нарушением зрения.
1.1     Личность ребенка и особенности ее развития при нарушениях зрения.
Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации.
Социализация, т.е. процесс вхождения ребенка в социальную среду, включает в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду осуществляется под руководством взрослого в процессе воспитания. Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных  ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества.
Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.
В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Представления Л.С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития ребенка находят яркое подтверждение в наблюдениях за формированием личности при нарушениях зрения. Нарушения зрения различной степени выраженности оказывает влияние на разные компоненты структуры личности. В отечественной тифлопсихологии, в частности, в исследованиях А.Г. Литвака (1982), были выделены три группы психических образований, входящих в структуру личности, влияние слепоты и слабовидения на которые различны. Это: 1) психические процессы; 2) психические состояния и 3) психические свойства личности. При этом отмечается прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и протеканием таких перцептивных процессов, как ощущения, восприятия и представления.
Первая группа образований в структуре личности - формирование таких психических процессов, как мышление, речь - находятся в опосредованной зависимости от нарушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов они развиваются до уровня нормы.
Вторая группа образований в структуре личности - психические состояния - также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта, отличия от нормально видящих.
Третья группа образований в структуре личности - темперамент, характер, способности, направленность личности - рассматриваются как устойчивые её свойства, определяющие личность человека. И, несмотря на то, что направленность личности имеет социальную природу, автор отмечает, что некоторые из ее компонентов, также как потребности и интересы, испытывают влияние нарушения зрения и их становление зависит от состояния зрения.
Таким образом, можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако, это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Личностные качества детей, имеющие серьезные физические недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольном, а затем и в подростковом возрасте (А.М. Жихарев, 1984).
В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на формирование личности ребенка с нарушением зрения.
1.2Проблемы социально-психологической реабилитации детей с нарушением зрения.
Проблемы формирования личности ребенка с нарушением зрения неотделимы от вопросов практики социальной и социально-психологической реабилитации детей с глубокими зрительными расстройствами, в том числе инвалидов по зрению.
Однако, сами ученые-тифлологи, в частности Д.Э. Урлакис (1990), отмечают, что исследований, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования личности слепых и слабовидящих дошкольников, чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на анализ аспектов реабилитации взрослых инвалидов по зрению.
Социально-психологическая реабилитация рассматривается как восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденноослепшего или взрослоосолепшего, нарушенных в результате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и методами. Реабилитация направлена на адаптацию лиц с глубокими нарушениями зрения к своему окружению, и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями личности слепого или слабовидящего.
Выделяются три аспекта адаптации: 1) адаптация личности к предметному миру; 2) адаптация личности к социальной среде; 3) адаптация личности к собственному «я».
В первом случае речь идет о достижении мобильности, самостоятельности, уверенности, т.е. выделяется операционально-деятельностная сторона реабилитации, связанная с формированием (или восстановлении), умений и навыков, необходимых ребенку с нарушением зрения в жизни.
Второй аспект связан со взаимодействием ребенка с нарушением зрения со своим социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, т. е. в первую очередь со взаимоотношением здоровых людей и людей с заболеваниями органов зрения.
Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием своего я.
В целом же проблема социальной реабилитации и адаптации лиц с нарушением зрения выступает как проблема внутренней саморегуляции личности. Поэтому необходимо ставить вопрос о предельно ранней реабилитации и проведения необходимой работы с детьми, имеющими заболевание органов зрения, в тот период, когда происходит активное формирование их личности. В этой связи следует вести речь не о реабилитации как таковой, а о предупреждении возможных негативных изменений и последовательной подготовки детей к самостоятельной жизни, т. е. об их абилитации.
Успешность абилитационного процесса во многом будет зависеть от того, какие личностные качества сформированы у детей к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.
Исследователи Л. И. Солнцева, Р. А. Курбанов указывают, что следует говорить не о качестве личности, а о целостной системе отношений личности, в которую включаются:
1)представление о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям;
2)отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным ценностям;
3)отношение к непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом.
Формирование основных личностных структур: образа себя, направленности личности и ее временной перспективы, отношений с другими -- невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка -- наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта. Получение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном взаимодействии ребенка со взрослыми. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверстниками, ребенок получает разнообразный опыт, который приводит к формированию дифференцированной системы отношений личности в социуме.
1.3 Особенности социального развития дошкольников с нарушением зрения.
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Важная особенность психического развития дошкольников состоит в том, что приобретаемые ими знания, действия, способности имеют большое значение для их будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.
Разнообразие вариантов развития ребенка-дошкольника зависит от ряда условий и причин, среди которых в первую очередь выделяются:
1. Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» и в семье, и в обществе в целом). На развитие ребенка могут оказать негативное влияние следующие факторы:
- дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;
- травмирующие действия социальной микросреды, вызывающее состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безынициативность, пассивность, замкнутость и т.п.) или, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм, грубость);
- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
2. Развитие ведущей, а также других, типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементов труда и др.). Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
3. Состояние здоровья ребенка (соматического и нервно-психического).
Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) препятствует нормальному функционированию тех или иных систем головного мозга и задерживает его своевременное развитие. Такое нарушение зрения как косоглазие (страбизм) рассматривается современными учеными не как заболевание периферического отдела зрительного анализатора (Г.В. Никулина и др., 2002), а как расстройство центрального, коркового порядка. Слабовыраженные нарушения ЦНС могут проявляться в виде парциальных недостатков развития эмоционально-личностной и познавательной сфер.
Научные  исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А.А. Бодалев) и в процессе общения людей (А. Золотнякова, А.А. Леонтьев, В.М. Соковнин). Нарушение работы зрительного анализатора ведет к искажению информации, поступающей через основной канал восприятия, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из основных условий акта общения). Общение осуществляется за счет использования вербальных (речевых) и невербальных средств. По данным А. Мейерабиана, передача информации за счет вербальных средств (только со слов) происходит на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, силу звука) – 38%, а за счет невербальных средств – на 55%.   Р. Бердвислл установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют мимика, пантомима и интонация речи. Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.
Овладение умением «читать» другого человека, как книгу является залогом успеха делового общения. Не случайно в последнее время многие люди настойчиво учатся искусству общения. В норме связь неречевых средств общения с речевыми формируется к 7 годам. Всем формам коммуникации дети учатся через непосредственное общение со взрослыми в процессе подражания им. Тифлология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функции зрения. Невладение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит, затрудняет адаптацию детей с нарушением зрения, в обществе нормально видящих людей. Вследствие этого дети с нарушением зрения оказываются в состоянии некоторой изоляции от своих зрячих сверстников.
Овладение разнообразными средствами общения детям с нарушением зрения необходимо так же, как и зрячим, для более полноценного общения с окружающим в различных ситуациях социального взаимодействия.
Реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка с нарушением зрения зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка, с другой - от организации педагогически целесообразного взаимодействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, имений и навыков. Выявление причин трудностей социализации ребенка с нарушением зрения и его дезадаптивность в макросоциальной и макросоциальной среде, оказание консультативной помощи родителям - круг проблем, который призваны решить педагоги ДОУ. Для этого необходимо максимально использовать образовательное пространство ДОУ для наиболее полноценного социального развития дошкольников с нарушением зрения.
1.4    Педагогический потенциал собственного коллектива и социума.
Педагогический потенциал коллектива создается творческими личностями.
В нем вырабатываются собственные традиции, свое отношение к ценностям, к педагогическому поиску. Психологический климат, коллективные установки и оценки взаимодействия, разных по творческому стилю и потенциалу людей оказываются либо стимулом, либо тормозом для развития творчества и инициативы.
Теория и практика социального воспитания исходит из посылки о том, что только организация жизнедеятельности ребенка в реальной социальной среде с участием многих социальных институтов и непрофессиональных педагогов (прежде всего это родители) позволяет полноценно вести обучение и воспитание. Тут, в непрофессиональной среде, можно почерпнуть много идей, подходов, форм с успехом применимых и в образовательных учреждениях.
Творческий потенциал личности педагога проявляется во внутренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать, комбинировать известные способы, умении видеть предмет в его необычных функциях и связях, принимать нестандартные решения. Творческий педагог всегда обладает собственным педагогическим мышлением, способен создавать новые идеи и методы воспитания. Сегодня, как и раньше, актуальна мысль К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания.» 
Для педагогического коллектива нашего ДОУ актуальными являются проблемы повышения профессионального уровня педагогов, их профессиональной компетенции, раскрытие творческого потенциала и стимулирование к осуществлению творческого педагогического поиска.
Особое значение в формировании личности имеет система отношений в раннем и дошкольном детстве. В этот период жизни семья представляет важнейший социальный институт общества, оказывая огромное влияние на формирование личности ребенка.
Влияние различных типов отношений  в семье на развитие личностных качеств детей с нарушением зрения изучались Г. А. Буткиной и С. М. Хором (1991). Из всего разнообразия типов взаимоотношений в семье, создающих как благоприятные, так и неблагоприятные условия для развития ребенка, выделяют три варианта неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспитывающих у ребенка нежелательные личностные качества.
1. Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание ребенка с нарушением зрения в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи не воспитывают в ребенке самостоятельности, предохраняя от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Уберегая от всякого риска, они балуют ребенка, потакая его капризам и прихотям. Часто чрезмерная опека сопровождается захваливанием, переоценкой способностей ребенка. Ребенок же, видя отсутствие твердости со стороны родителей, их нерешительность и постоянный страх за него, превращается в домашнего деспота.

Библиографический список
- Выготский Л.С. Проблема дефектологии. М., 1995
- Волковская Т.Н. Возможные способы организации работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Дефектология №4, 1999
- Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Верхняя Пышма, 1997
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., Академия, 2001
- Максютова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., Владос, 2004
- Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения. / Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Под редакцией Л.И. Плаксиной. Калуга, Адэль, 1998
- Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида (для слабовидящих) (ясли-сад-начальная школа). М., Просвещение, 1997
- Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Под редакцией А.В. Неретиной. М., 2004
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1997
- Специальная психология. Под редакцией В.И. Лубовского. М., Академия, 2003
- Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. М., Экзамен, 2004
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2003

Заведующая первой категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №50» г.Перми
Повышева Галина Михайловна
Педагогический стаж 27 лет, из них 10 лет управленческого.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год