Программное содержание: 1. Первичное знакомство детей с творчеством И.И. Шишкина; 2. продолжать развивать художественное восприятие произведений живописи; формировать представление о выразительных средствах, используемых художником для создания образа; 3. развивать умение давать эстетическую оценку произведению; 4. воспитывать интерес к живописи Материал: слайды – картин И.И. Шишкина «Рожь», «Сосновый лес», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком», «Среди равнины ровныя»; Ф.А. Васильева «Мокрый луг»; аудиозапись «Звуки леса», «Звуки дождя»
Предварительная работа: беседы о жанре пейзажа; беседа «Кто такие художники?»; экскурсия в картинную галерею ДОУ
Скачать конспект
Скачать презентацию
Словарная работа: краснолесье, янтарный, прозябанье, этюд
Литература: 1. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г. 2. .Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры», «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7. 3. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7. 4. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.
Ход занятия: 1 занятие И.И. Шишкин родился в г.Елабуга в тот январский день, когда его отец, провалившийся на Каме в полынью, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтобы не потерять Ивана из семьи (по примете). Отец выжил. И очень полюбил своего синеглазого, с черными кудряшками сына. Ласково называл его Ваничка. Шли годы, мальчик рос. Отец видел, что сын рисует то палочкой на земле, то углем на плоском камне и подарил ему карандаш и тетрадки. Больше всего любил Ваня рисовать сидя на пеньке в сосновом бору. Рисовал золотые звездочки зверобоя, мохнатые листики тысячелистника, красные капельки земляники, родничок с хрустальными звонкими струйками. Любил бродить по сосновому бору. (Показ картины «Сосновый лес») - Давайте и мы погуляем среди сосен. Что вы видите? Слышите? (ответы детей) Стволы у сосен розовато-оранжевые, мохнатые кроны высоко вверху, и когда солнце стоит на заре вечерней или утренней и светит по стволам, то все кругом становится красным. Недаром называют сосновый бор «краснолесьем». Как-то отец попросил Ваню показать, что в тетрадках. Удивился его наблюдательности, точности рисунков и подарил ему акварельные краски. Однажды летом, когда Ване было 9 лет, сидел он в лесу возле своего любимого родничка и писал акварельными красками. Он любил тут рисовать – вода рядом, принесешь в горсти, сольешь во впадинку большого белого камня, как в чашку, да и мой себе кисточку. Ваня так увлекся рисованием, что не заметил. Как к нему подошел почтальон и присел рядом с ним. Вдруг на полянке появился медведь, - пушистый, коричневый с янтарными глазами. Почтальон очень испугался. Вслед за медведем появились 2 медвежонка. Ваня быстро стал мешать кистью краски – желтую с темно-коричневой и бордовой, чтобы зарисовать их. Почтальон шепчет: «Что ты, что ты, пусть уходят!» А Ваня говорит: «Мишенька, друг, подойди сюда» - и медвежонок, словно понял и пошел к людям. От испуга почтальон упал на землю, а Ваня, пожалев его, сказал, обращаясь к медведям: «Ладно, уж, уходите, боится он вас!» Все трое повернулись назад и скрылись в лесу. А Ваня заплакал оттого, что не смог зарисовать их и очень сердился на почтальона. (Показ картины «Утро в сосновом лесу») Посмотрите на эту картину. Она называется «Утро в сосновом лесу». Ее нарисовал Шишкин, уже будучи взрослым человеком. (включить запись «Звуки леса») Кажется, недавно бушевала тут буря, ломала деревья, корежила их из земли. А сейчас встает доброе утро и медвежата, те которых видел когда-то маленький Ванечка возле родника в бору, веселятся на опушке старого дремучего леса. Мы знаем, что музыка и живопись – родные сестры. И музыка и картины могут быть грустными и веселыми, тихими и громкими, нежными и тревожными… - Посмотрите на эту картину и скажите, какая она? (ответы детей) - Почему вы так думаете? Как художник выразил свои чувства? (радость – солнце встает, лес просыпается, весело играют медвежата; спокойствие – безмятежность медведей, тишина, безветрие). Художник очень любил лес. У поэта Баратынского есть стихи, которые написаны как будто о Шишкине:
С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье.
А теперь послушайте, как дальше сложилась судьба Вани Шишкина. Как подрос Ванюша, отправил его отец в Казань учиться в мужскую гимназию. Очень он там скучал. Нельзя было больше бродить целыми днями по лесам и рисовать в свое удовольствие, быстрей бы каникулы, быстрее взять альбом и краски, - в лес. Мечтает Ваня стать настоящим художником. Все над ним посмеиваются, не верят в него. Но только не отец и его любимая сестра Катюша (у него было 4 сестры и брат). 4 года проучился Ваня в Казани до 15 лет. А потом настоял на том, чтобы учиться живописи. Муж старшей сестры подарил ему масляные краски и холсты. Ваня впервые попробовал писать маслом. Восторгу его не было предела! Как-то друг их семьи Иван Осин писал портрет юного Вани Шишкина. Ваня садился в кресло и застывал неподвижно. - Да улыбнись ты, что сидишь, как аршин проглотил? - Так тебе же рисовать трудно, если я двигаюсь! - Нет, милый, рисовать трудно напряженного, окоченевшего. Вот ты деревья рисуешь, каждый листок, каждая иголочка шевелится. Верно? - Да! - Вот и ты весели меня, как тебя твои сосенки да рябинки веселят! - Ребята, почему он так просил? (ответы детей).Чтобы передать характер. Когда Шишкину исполнилось 20 лет, он отправился в Москву поступать в училище живописи, с твердым намерением стать настоящим художником. Полюбил Иван Москву, пока учился, но хотелось учиться дальше. После окончания училища он едет в Петербург в Академию художеств. Но перед учебой заезжает в родную Елабугу на свидание с родными, с любимым сосновым бором, который будет писать всю жизнь. (Показ картины «Сосны, освещенные солнцем») Вот как он говорил: «Разве есть где-то еще такая торжественная тишина, такой особенный, затененный, зеленоватый свет, где лучи солнца бродят по розово-оранжевым стволам, где стучит дятел и пахнет хвоей». 2 занятие И.И. Шишкин говорил, что «нужно писать природу в обычном ее состоянии – в величавом покое, в ее негромкой прелести, тихом очаровании». Вот она - негромкая прелесть, тихое очарование. (Показ картины «Дождь в дубовом лесу») (включить запись «Звуки дождя») - Какое чувство вызывает у вас эта картина? Почему? (ответы детей) - Обратите внимание на цветовую гамму. Какие краски использовал художник, чтобы передать дождливый день? (ответы детей) - Давайте представим, что мы попали в картину. Расскажите, что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете? (ответы детей) Вот и прогулялись мы по мокрому лесу, подышали свежестью, а теперь послушайте дальше мой рассказ. Шишкин писал домой из Петербурга: «Профессора в Академии хотели меня испытать, как я рисую природу с натуры, и просили рисовать что бы ни было, зная, что в начале весны природа еще очень бедна и тем затруднит меня, но я трудности превозмог и представил им рисунки такие, что они единогласно воскликнули: «Молодец, москвич!» Шишкин успешно учится и получает за свои картины серебряные и золотые медали. У него много друзей, любящих его, человека с добрым и спокойным характером. Родители гордятся им. Он стал известным художником, мечта которого – работать так, чтобы людям искусство его было нужным. Шишкин очень сдружился с молоденьким 16-летним художником Федором Васильевым. Он восхищался его пейзажами. (Показ картины Ф. Васильева «Мокрый луг») - Вам, Федя, какие мотивы нравятся? - Мне - простенькие. А вам? -Мне тоже, - отвечал Шишкин. У Федора была сестра Женя, в которую влюбился Шишкин. Они поженились и родились у них один за другим 2 сына и дочь. Шишкин счастлив и много работает. Но беда подстерегает его. Умирают близкие и любимые люди. Сначала отец, потом брат жены Федор, умирают от болезни его сыновья и любимая жена. Остались у него дочка-несмышленыш да друг – палитра. Во время беды пишет Шишкин свою знаменитую картину «Рожь». (Показ картины «Рожь») Картина могучая и простая: золотое поле ржи, изгиб дороги, ветер, качающий колосья, сосны, словно охраняющие рожь.
А дорога расстилается, И шумит густая рожь, И, куда не пожелается, Обязательно дойдешь.
- Пройдите по этой дороге, расскажите, что вы видите, слышите, чувствуете? (ответы детей) - Что главное в этой картине? (рожь) - Как это показал художник? (поле бескрайнее, солнечно-золотое, обильное и могучее, обилие хлеба – богатство, созданное людьми, их трудом) Утешением Шишкину в это трудное время была дочка Лидочка. Люля, так он ласково ее называл. Сидит она у него на коленках, перебирает ручонками кудри отца. - А у тебя на голове белые колечки. - Это седина, ведь я старенький. - Нет, ты молодой и красивый, как вон тот дуб. Назови его Ванечка. (Показ картины «Среди равнины ровныя») Посмотрите на эту картину.
Среди равнины ровныя На гладкой высоте Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте…
Душа художника соединилась с этой песней. Он так и назвал свою картину «Среди равнины ровныя…» Заросшее поле, давно неезженая проселочная дорога. Справа стоит могучий дуб, раскинувший во все стороны кудрявые, густые ветви. Чуть снизу смотрит на одинокое дерево художник, ведь оно на «гладкой высоте», на взгорье. Солнце светит в изножие дубу. Летние сумерки, небо у горизонта сгущается и синеет. - Как вы думаете, какая музыка подошла бы к этой картине? (ответы детей) - Какие краски использовал художник для передачи своих чувств? (ответы детей) Как же дальше сложилась жизнь художника. Шишкин набирает себе учеников. Среди них – молодая художница Ольга Лагода. Дочь Люля прозвала ее «сосной» Ольгой за стройность и подружилась с ней. Полюбил ее и Шишкин. Они поженились и родилась у них дочь Ксения, но через месяц случилась беда – умирает молодая жена. Шишкин в страшном горе. Жизнь идет, подрастают дочери. Ксения собирается стать художницей. Вместе с отцом ходит на этюды. До самой старости Шишкин не писал снег, зиму. Он ведь писал всегда с натуры и стоять по 10 часов в зимнем лесу, как стоял в теплое время года, он не мог. Снег стал изображать в старости, когда понял, что писать можно, глядя в окно. (Показ картины «На севере диком») - Полюбуйтесь на картину «На севере диком». С какой картиной она перекликается? Почему? (ответы детей). «Среди равнины ровныя…» От картины веет тишиной, покоем, одиночеством, это величественный сон зимней природы. - Какого цвета снег? Почему? (ответы детей) - Что чувствуете вы, глядя на эту картину? (ответы детей)
8 марта 1898 года Шишкина не стало. Ему было 65 лет. Он умер за работой, рисуя в своей мастерской. Но картины его остались… (Показ последнего слайда, на котором несколько репродукций картин И.И.Шишкина)
Итог занятия: 600 картин написал художник и каждой картиной говорил: «Как удивительно красива и богата природа! Любите ее!»
(1832 – 1898гг)
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.
Утро в сосновом лесу Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
"Среди долины ровныя ..."
Картина “Среди долины ровныя...”, создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. В ней удаление в сторону романтизма кажется непривычным, но торжественным и монументальным. Пейзаж явно сочиненный, а не воспроизведенный, как обычно у художника. Одиноко растущий дуб - это, скорее, символ. Равнина как бы интернациональна. В ней просматриваются и русские пространства и, вероятно, европейские. Достаточно сопоставить мощное одинокое дерево с дубами, написанными художником за границей (Дуб), с российскими дубами (Дубы, Дубовая роща, обе - 1887), чтобы понять, что за образец взяты давние швейцарские впечатления. Взгляд на обширную панораму в картине открывается с небольшой возвышенности. Визуальное однообразие равнинной плоскости разбивается композиционными приемами. Ближний план с сочно написанными полевыми травами и цветами придает образу физическую убедительность и материальную ощутимость дыхания реальной природы. Средний план, где возвышается мощный дуб - царь природы, частично освещен солнцем. Перемежающиеся освещенные и затененные полосы равнины создают динамическое впечатление игры света, разбивающего однообразие плоскости. Cлова, давно ставшая народной, песни композитора Степана Давыдова на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя»
Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.
Высокий дуб развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах! Взойдет ли красно солнышко - Кого под сень принять? Ударит ли погодушка - Кто будет защищать?
Ах, скучно одинокому И дереву расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести!
Рожь Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе... Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы. Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. И только тогда ты увидишь бездонную глубину "простоты и наивности" Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы - туда, в благоухающее царство хлеба. Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы. Современники Шишкина, наглядевшиеся вдоволь на романтиков, упрекали Ивана Ивановича в прозаизме. Это глубокое заблуждение... Ведь поэзия бывает разная. Глядя на его „Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета... Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч. (рассказ И.Долгополова)
Дождь в дубовом лесу
Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев. Как заколдованный, зрил художник невыразимую прелесть окружающего его мира. Он забыл о себе, о своих невзгодах. Он мечтал...
Полдень. В окрестностях Москвы Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке, вернулся к теме этюда «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» (1866 г.). Шишкин создаёт картину «Полдень. В окрестностях Москвы.» —бескрайний простор и воздух, напитанный покоем. Картина покорила зрителей. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную Третьяковым. (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи)
«На севере диком» "На севере диком стоит одиноко..." (М.Ю. Лермонтов) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи. Одиночество... На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть.
С достоинством возвышаеется могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли. Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье,тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире. Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.
Первый снег 1875.
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень "шишкинская", поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое "унынию" произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется "Первый снег" (1875). Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
|