Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Презентация проекта "Мини-Музеи в ДОУ"
Презентации
Автор: Быкова Анна Владимировна   
10.10.2015 19:19

Презентация проекта "Мини-Музеи в ДОУ"

Организация Мини-музея в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Быкова Анна Владимировна — Руководитель структурного подразделения детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ п.г. т. Междуреченск 2015г.

Мини – Музей «Наша Родина – Россия»

 

"МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Патриотическое воспитание на современном этапе — неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции.

Цель создания мини-музея «Наша Родина — Россия":

приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа;

формирование чувства любви к Родине;

воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;

формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

Работа по организации мини-музея

Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Стремились создать такой музей, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его мир были связаны с миром его предков.

Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях поселка, находящего в историческом месте Самарской Луки, культурном наследии коренных жителей, макеты улицы, на которой расположен детский сад, некоторых архитектурных достопримечательностей. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного поселка, лесо -перевалочном комбинате. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд мини-музея представлен игрушками, поделками, рукописными книгами, рабочими тетрадями.

Чтобы расширить круг знаний и представлений о Родине, было проведено занятие по ознакомлению детей с окружающим на тему «С чего начинается Родина…». Воспитатель подготовительной группы Васильева Г.Н. объяснила детям, что Россия начинается с маленьких детей, с маленького уголка, где он родился, где он живет со своими родителями, со своими друзьями.

У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Были показаны слайды с историей переписи. Дети рисовали плакаты, клеили аппликации на тему: «России важен каждый!». Был проведен конкурс рисунков «Моя семья». Воспитатели провели с детьми игры на развитие толерантности: «Дружные ребята», «Здравствуй друг», «Живое слово». Целью проведения этих игр является обучение уважительного отношения к культуре других стран и народов.

(Конспект НОД «С чего начинается Родина» прилагается)

Наглядность.

 Коллекция музея содержит большой наглядный и практический материал:

— деревянные лавки, посуда, деревянные игрушки,

матрешки, самовары;

— изделия народных промыслов: гжель, хохлома, городец, жостово,

дымково, филимоновская игрушка;

— прялка, веретено, кружево, вышивки, павлопосадские платки;

— русский народный костюм, лоскутные одеяла;

— русские народные инструменты: гусли, трещетки, гармонь, колокольчики.

Государственный Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации,

куклы в национальных костюмах знакомили детей с народностями России.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой

Куклы в национальных костюмах

Символика России

Дети с интересом знакомились с иллюстрированными книгами и открытками «Города России». Рассматривали старинную утварь — утюги, лапти, чугунки.

Экспонаты музея

Экспонаты устного народного творчества.

Животный мир России

Темы экскурсий:

«Мы живем в России»,

«Флаг России»,

«Что такое герб»,

«Гжельская роспись»,

«Хохломская роспись»,

«Природа нашей страны»,

«Как жили наши предки»,

«Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие.

Мини-музей «Лучший друг»

Расположение: На стене в простенке между окнами, экспонаты располагаются на полках, на стене и на столах.

Содержание и экспонаты

Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.

Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы: — партнерство родителей и педагогов; — единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики; — помощь, уважение и доверие со стороны родителей. В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. 

В музее поселились собаки разных пород

Как используется Мини – музей? 

Проводятся экскурсии с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Экспонаты музея

Примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.

«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее нет медалей, но я ее люблю».

«Мой пес — Ботя. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород — хороших и разных. Мой Ботя — хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим».

Темы экскурсий: 

«Наш друг — собака»,

«Они такие разные» (породы собак),

«Как появились собаки»,

«Что любят и чего не любят собаки»,

«Правила ухода за твоим любимцем»,

«Домик для собак».

Мини-музей «Курочка Рябушечка»

Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе.

Задачи:

формирование у детей представления о музее

расширение кругозора

развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей

формирование исследовательских умений и навыков

формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания

развитие творческого и логического мышления

развитие воображения и речи

Содержание и экспонаты

Все предметы сделаны совместно с детьми и родителями. Некоторые выставки проводились совместно с родителями. Представлены маски курочек и цыплят для проведения совместных игр и инсценировок. Имеется настольный театр, театр на фланелеграфе, мультфильмы с участием курочек, петушков, цыплят. Муляжи яиц, разукрашенные различными видами росписи. Гнездышки из природного материала (солома, трава, пух) сделанные своими руками педагога, художественная литература, открытки, картины, вышивки. Мини-музеи содержат экспонаты, которые можно потрогать, понюхать, посмотреть.

Экспонаты музея В мини-музее собрана коллекция различных видов Курочек и Петушков, поделок из пряжи, ковролина, линолеума, самоклеющейся пленки.

Как используется Мини – музей? 

В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «курочка-рябушечка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере курочки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.

 

Темы экскурсий:

«Где живет курочка?»

«Знакомство с курочкой и цыплятами»

«Чем питаются курочки?»

«На сельском дворе»

«В гостях у бабушки Матрены»

«Курочка Ряба»

«Пасхальное яичко»

Мини-музей «Буренушка»

Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе.

Задачи:

формирование у детей представления о музее

расширение кругозора

развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей

формирование исследовательских умений и навыков

формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания

развитие творческого и логического мышления

развитие воображения и речи

Содержание и экспонаты

Экспонат музея «буренушка» помогает знакомить детей младшего возраста с домашними животными на примере коровы. Коровушка популярный персонаж детских песен, потешек, сказок. Образ буренушки, коровушки близок и понятен малышам. Русское народное творчество преподносится с использованием фольклора. В мини-музее разучиваем с детьми прибаутки, русские народные песни, колыбельные, знакомим детей с русскими народными музыкальными инструментами. В музее представлены книги, открытки, картинки с изображением коровы, телят.

Экспонаты музея

Как используется Мини – музей? 

В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «Бурёнушка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере коровушки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.

 

Темы экскурсий:

«Работа на ферме»

«В гостях на сельском дворе»

«Что делают из молока?»

«Польза молока»

«Пастушок»

«Коровушка – кормилица!»

«Му — му, молока кому?»

«На лугу, на лугу, на лугу пасутся КО…»

Мини – музей «История детского сада»

Руководитель мини-музея: Музыкальный руководитель детского сада — Севастьянова Н.А.

Участник проекта: Методист детского сада — Любавина Л.В.

Цели создания:

— знакомить детей с историей детского сада на примере старинных экспонатов;

  • воспитывать интерес к родным истокам
  • знакомить с интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему детскому саду
  • знакомить с особенностями своего ДОУ, его традициями, составление рассказов о детском саде, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями

— привлечь внимание родителей к истории нашего ДОУ;

  • организация совместной деятельности и досугов родителей с детьми

- повышение общего культурного уровня родителей.

 

Работа по организации мини-музея

Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в зале детского сада: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон.

Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществляется разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях детского сада, фото-стенд с историческими фотографиями ДОУ.

Для мини-музея были собраны: старинные новогодние костюмы, новогодние игрушки, старые книги, журналы, методические пособия, музыкальные инструменты, технические средства обучения, настольные игры, куклы для кукольных театров и т.д.

В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного детского сада. Материалы оформлены в красочных альбомах: «Хорошо у нас в саду», «История детского сада», «Праздники в детском саду» и т.д. и находятся в свободном обращении детей.

В мини-музее выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции рисунков:

Место расположения

Мини- музей располагается в отдельном помещении зала детского сада.

Экспонаты размещаются на столах полках и специальных подставках.

Одну из стен музея занимает фото-стенд «Это было недавно, это было давно…»

Экспонаты мини-музея

«Это было недавно, это было давно…»

Экспонаты музея

Кукольный театр прошлого

История детского сада

Фотографии первых сотрудников

Наши первые книги и первые журналы подписки

Первые игрушки

Первые выпуски детского сада

Как используется Мини – музей? 

Проводятся экскурсии с рассказами об истории детского сада с воспитанниками и родителями., На базе музея проводятся беседы о традициях в детском саду. Родители делятся впечатлениями и своими воспоминаниями из детства, как они посещали детский сад, какой он был. Приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных выставок. В музее также проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Часто используют в проведении общих родительских собраний. На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии». Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели.

Значение и использование мини-музеев в нашем ДОУ

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — краеведческий музей г. Сызрани и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год