Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семинар-практикум «Оформление информационных стендов с учетом психологических законов восприятия»
Презентации
Автор: Елена Васильевна Савельева   
19.06.2014 09:32

Семинар-практикум «Оформление информационных стендов с учетом психологических законов восприятия» Автор: Савельева Е.В. – педагог-психолог ДОУ №242 СО РАН
На сегодняшний день практически в любом учреждении существуют информационные стенды или доски объявлений. Эти наглядные формы информирования людей в последнее время приобретают особую популярность. Во-первых, потому, что это действенный способ передачи информации сразу большому количеству людей. А во-вторых, они формируют корпоративное пространство, поддерживают фирменный стиль учреждения, создают особую атмосферу в учреждении, а также являются отражением культуры и компетентности тех людей, которые в нем работают. (Слайд 1)
Однако, создать хороший информационный стенд, чтобы он справлялся с возложенными на него задачами – это целое искусство. В этом деле много мелочей, которые вполне могут свести «на нет» все усилия его создателей.
Поэтому сегодня на семинаре мы хотим поговорить с вами о том, (Слайд 2)
Какие психологические особенности восприятия человека необходимо учитывать при создании информационного стенда?

Скачать презентацию

Какие требования существуют к оформлению информационного стенда в ДОУ?
Каким содержанием можно наполнить информационный стенд в группе детского сада?
Давайте вспомним одну из классификаций форм взаимодействия педагогов с родителями и убедимся в том, что наглядно-информационные формы работы имеют обязательное место быть в работе воспитателя. (Слайд 3)
Коллективные формы работы подразумевают работу со всеми или большим количеством родителей ДОУ. (Это совместные мероприятия воспитателя и родителей.)
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные – играют роль опосредованного общения между воспитателем и родителями. Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Наглядно-информационные формы можно условно разделить на две подгруппы: (Слайд 4)
Одну из них составляют информационно-ознакомительные формы. Задачами этой группы являются:
•    Ознакомление родителей с деятельностью ДОУ,
•    Особенностями его работы,
•    С педагогами, занимающимися воспитанием детей.

В целом они направлены на преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ.
Другую группу составляют информационно-просветительские формы.
Основной задачей этой группы является обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

К созданию информационного стенда предъявляются требования, которые основываются на психологических особенностях восприятия человека.
Давайте рассмотрим некоторые особенности организации восприятия.
Игра.
Образовательный и развивающий потенциал игры. Изучение особенностей восприятия человека; тренировка памяти, внимания, восприятия.
Содержание игры. Нужно выбрать 4 человека, отличающихся по нескольким признакам (например, по возрасту, педагогическому стажу работы, семейному положению и занимаемой должности в учреждении). Им предлагается с закрытыми глазами описать внешний вид одного из коллег. По окончании игры предлагается сравнить описание человека и его реальный внешний вид.
Продолжаем наш разговор об особенностях организации восприятия.
- Скажите, что вы видите на слайде? (Слайд 5)
На самом деле на слайде изображена группа отдельных линий. Но мы видим контур человеческого лица. Это связано с тем, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром, пытается собрать воедино части и добавить недостающие. Это объясняет принцип заполнения пробелов.
Относительно информационного стенда это можно использовать при наполнении содержания стенда. Сегодня вы размещаете одну информацию, завтра добавляете другую на эту же тему. Читая новую информацию на известную уже тему, прочитанную ранее, наш мозг машинально восстанавливает недостающее, заполняет пробелы в теме.
- Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 6)
Визуально Вы воспринимаете три группы объектов. Это объясняется тем, что наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. Нам легче воспринять три группы фигурок, чем девять фигурок, не связанных друг с другом. Это объясняет принцип близости.
Относительно информационного стенда это можно использовать так. Если вы разместите часть информации на бумаге одного цвета, то информация будет объединяться в единый блок.
- Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 7)
На этом рисунке перед нами цифры предстают скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Объясняется это тем, что нашему мозгу легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. Это объясняет принцип сходства.
Относительно информационного стенда это можно использовать так. Размещать несколько объединенных одной темой информационных материалов в одной форме или на одном фоне или в единой цветовой гамме или используя единый шрифт и т.д. Т.е. обязательно должен присутствовать какой-либо признак сходства.
Давайте рассмотрим еще одну особенность восприятия.
- Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 8)
Перед вами на слайде так называемый двусмысленный рисунок. Некоторые из Вас сначала увидели вазу, а потом два профиля. Другие – наоборот. Глядя на рисунок, мы воспринимаем фон либо черным, либо белым. Это связано с тем, что при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам предметами и отнести его к некоторой группе предметов. То, что воспринимает человек в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. При этом происходит соперничество фигуры и фона. Каждая из них поочередно «уходит» в фон, перестает восприниматься.
При размещении информации на стенде очень важно учитывать эту особенность восприятия. Важно понимать, что вы хотите, чтобы видели родители фоном, а что фигурой.
Давайте попробуем проанализировать информационные материалы, которые Вы разместили на сайте детского сада, с точки зрения восприятия фона и фигуры.
Кроме тех особенностей, о которых мы уже поговорили, существуют и другие. Например, особенности восприятия формы предметов. (Слайд 9)
При оформлении информационного стенда необходимо помнить, что форма воспринимается человеком подсознательно, еще до того, как будет восприниматься содержание текста.
Квадрат и круг ассоциируются с четкостью и простотой. Поэтому эта форма наиболее предпочтительна для дошкольных учреждений.
Прямоугольник с шириной в два раза меньшей, чем длина, как бы распадается на два квадрата. Поэтому информация, расположенная на таком стенде, будет также делиться на две смысловые части. Например: «Сделайте вместе с детьми».
Формы стенда с замкнутыми кривыми линиями, напоминающими по форме, например, цветок, будут восприниматься неофициально. В них лучше размещать неофициальную информацию, например: «Для чтения дома», «Поздравляем», «Музыкально-поэтическая страничка».
Несколько небольших стендов, расположенных «ступеньками», создают ощущение динамики, движения. На таких стендах хорошо размещать информацию о развитии чего-либо. Например: «Наши достижения».
При оформлении информационного стенда необходимо учитывать такую физиологическую особенность как восприятие цвета.
Давайте проведем небольшое исследование, касающееся восприятия цвета человеком. Приглашаю 3 человек (разного возраста, разного личностного склада).
Инструкция: «Посмотрите на объявление и скажите, какие ощущения Вы испытываете при восприятии информации, размещенной на листе … цвета» (Слайд 10-16)
Наше исследование показало, что цвет оказывает определенное эмоциональное воздействие на человека. В психологической литературе описано эмоциональное восприятие каждого цвета. (Слайд 17)
Таким образом, цвет может и утомлять, и возбуждать, и влиять на работоспособность, и изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя стенд, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта.
При работе с цветом необходимо учитывать, что:
Цветовое решение стенда зависит от характера его содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором он расположен.
Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более 3). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации.
Используйте цвет как средство выделения самого главного. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. Если брать два цвета, расположенных в круге напротив друг друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов. (Слайд 18)
Предпочтение отдается тонально-контрастному выполнению стенда: светлое на темном, темное на светлом.
В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым. Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.
Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.
Учитывайте цветовые возрастные предпочтения. Так дети предпочитают яркие тона, взрослые – более сдержанные.

Таким образом, цвет оказывает активнейшее влияние на восприятие человека. Эту его особенность необходимо учитывать при создании и оформлении стенда.
Предлагаю поговорить еще об одной составляющей информационного стенда. Это шрифт. Его необходимо использовать также с учетом психологических особенностей нашего восприятия.
Шрифты не только сообщают информацию, но и являются активным художественным элементом.
При выборе шрифта необходимо руководствоваться некоторыми правилами:
•    Текстовые надписи должны быть краткими, выразительными, с логичной разбивкой фраз.
•    Шрифт должен быть четким, ясным, простым, удобно читаемым. Наиболее четкими являются шрифты из прямых линий и острых углов.
•    Текстовые надписи, выполненные только заглавными буквами, читаются на 12% медленнее, чем строчные.
•    Важным условием восприятия надписей и цифр являются цвет знака и его контрастные соотношения с цветом фона. Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по светлоте.
Например.
1.    Черные буквы на светло-желтом фоне, темно-красные на светло-сером или белом фоне и обратное соотношение дают очень хороший эффект.
2.    Синий цвет в сочетании с белым или серым применяется для знаков и надписей чисто информационного характера.
•    Восприятие информации, расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края по всему периметру должны являться чистой нетронутой зоной.
•    В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.
Давайте рассмотрим некоторые варианты соотношения цвета, формы и шрифта, попытаемся найти ошибки при их использовании. (Слайд 19)
Вывод. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия при оформлении информационного стенда. Помнить о том, что чрезмерная насыщенность информацией  мешает восприятию смысла (Слайд 20).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год