Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш».
Развитие речи у детей
Автор: Фендрикова Ирина Владимировна   
29.10.2019 13:09

Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш».Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш».

Автор: Ирина Фендрикова

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ш»;
  • Учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления;
  • Учить производить звуко-буквенный анализ слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать у детей дыхание и голос;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки на звук «Ш», пособия для звукового анализа слова на каждого ребёнка, пособие «Звуковой цветочек», цветные карандаши, «зашумлённые» картинки и шаблоны к ним на каждого ребёнка, зеркала, покрытые мелом, магнитная доска с цветными магнитами, ноутбук с образовательной программой: «Уроки Тётушки Совы».

Предварительная работа.

Учитель-логопед беседует с подгруппой детей о том, где «живут» буквы; какие гласные буквы они знают; с какой буквой знакомились на предыдущем занятии. Просмотр 1 части образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы».

Ход занятия.

Учитель-логопед обращается к детям: «Ребята, сядьте, пожалуйста, за столы и посмотрите на себя в зеркало. Улыбнитесь! Давайте сделаем артикуляционную гимнастику: «Толстые внуки». (Дети выполняют). А теперь приготовьте ладошки. Пальчиковая гимнастика:

«Дружат в нашем садике девочки и мальчики».

Учитель-логопед предлагает сделать фонетическую зарядку. (На экране ноутбука: «Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова». Н.П. Кочугова, М., Аркти, 2009.)

Учитель-логопед: «А теперь послушайте стихотворение:

Пляшут мышки-шалунишки
Кто на чашке, кто на крышке
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке!

Какой звук слышится чаще других?» Дети: «Ш»! Логопед: «Правильно! Звуки мы говорим и слышим. Вот и сейчас мы услышали звук –Ш-! Давайте его произнесём и посмотрим на себя в зеркало: губки округлены и вытянуты вперёд, широкий язычок образует во рту «Чашечку», из ротика выходит тёплый воздух – подставьте ладошку и убедитесь в этом. А горлышко работает? Положите ладошку на горлышко. Нет, оно не работает. Звук –Ш- глухой. А его можно спеть? Нет, значит он какой?» Дети: «Согласный». Логопед: «Правильно. Ребята, представьте, что у вас в руках шарик, давайте попробуем его надуть. Набираем воздух через носик – выдыхаем отрывисто: ш-ш-ш. Вдруг шарик лопнул и из него плавно выходит воздух. Опять набираем через носик воздух и плавно выдыхаем: шшш… Молодцы! Давайте ещё раз надуем шарик (повторение дыхательного упражнения 2-3 раза). Итак, ребята, скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук –Ш-, горлышко работает?» Дети: «Нет!» Логопед: «Значит он какой? И можно ли его спеть?» Дети: «Звук — Ш- глухой, его спеть нельзя. Он согласный». Логопед: «Очень хорошо, что вы всё запомнили. Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Тётушка Сова. Давайте послушаем её приветствие». (Включается 2я часть: образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). Логопед: «Она принесла нам картинки. Давайте назовём их и подумаем, есть ли в них звук –Ш-? Какая картинка будет лишней и почему? (Дети называют картинки: шахматы, шуба, шапка, диван, душ, кошка, штанга, гармошка. Лишняя диван, потому что там нет звука –Ш-). Логопед: «А ещё тётушка Сова хочет посмотреть, как вы определяете место звука в слове. У меня картинки с окошечками. Сейчас я раздам вам их, мы посмотрим на картинки и будем двигать окошки в ту клеточку, где стоит звук –Ш-: в начале слова, в середине или в конце слова. (Детям раздаются карточки с двигающимися окошечками. Дети определяют, на каком месте – в начале, в середине или в конце стоит звук в словах: «шуба», «душ», «кошка»).

Физминутка: «Буратино»:

Учитель-логопед: «Ребята, представьте, что в воздухе летают разные невидимые звуки, я попробую их поймать, а вы мне поможете составить из них слова: К, А, Ш, А; (каша); Ш, У, Б, А; (шуба); Ш, К, А, Ф; (шкаф); К, О, Ш, К, А; (кошка). Ребята, Тётушка Сова хочет рассказать нам интересную историю, давайте послушаем. (Включается 3я часть образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). О какой букве она говорит?» Дети: «О Букве «Ш». Логопед: «Правильно. Вот и у нас есть эта буква: Буква «ША» с тремя шипами, не хватай её руками! Ребята, у меня есть вот такие Волшебные Мольберты. Давайте попробуем нарисовать портрет буквы «Ш». Какие у всех разные красивые портреты буквы «Ш» получились! Замечательно! Мы устроим в группе картинную галерею. Назовите слова на букву «Ш», о которых говорила Тётушка Сова. (Дети называют). Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Давайте вместе почитаем. Подойдите ко мне. Посмотрите на жёлтый кружок на доске:

Шланг цветы решил полить – букву Ш с гласными соединить,

Он полил цветочек с А – почитаем, дети: -ША!

Он полил цветочек с О – почитаем дети: -ШО!

Он полил цветочек с У – скажем, дети, громко: -ШУ!

Он полил цветочек с Э – Скажем тихо, дети: -ШЭ!

(В центре магнитной доски помещён жёлтый кружок с буквой «Ш». Во время чтения стихотворения к нему крепятся магнитами лепестки с гласными звуками).

А вот прилетела бабочка и села на цветочек с гласной «А» – что получилось?» Дети читают: «ШАР». Учитель-логопед: «А вот на цветочек с буквой «У» села другая бабочка». Дети читают: «ШУМ». (На бабочках буквы «Р» и «М». Они также магнитами крепятся к лепесткам цветка). Учитель-логопед: «На ваших столах лежит интересная картинка и шаблоны к ней. Догадайтесь, что на картинке нарисовано и подберите правильный шаблон. Ребята, у вас на столах ещё одно задание Тётушки Совы. На листочках нарисована загадочная картинка. Посмотрите внимательно. На ней нарисованы буквы, но они так перемешаны! Возьмите любой цветной карандаш и раскрасьте буквы «Ш». Кто больше?"

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями Тётушки Совы. А теперь давайте с ней попрощаемся. В следующий раз она прилетит к нам снова!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год