Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
Развитие речи у детей
Автор: Ухалкина Вера Евгеньевна   
23.01.2020 12:16

Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»

Русская народная сказка — повествовательный фольклорный жанр. Это мудрый поучительный рассказ, который живет в традициях народа и передается из поколения в поколение путем устной передачи.

Исследователь сказок Александр Исаакович Никифоров дал определение: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

 

Очень ярко описывает сущность сказки советский филолог Владимир Пропп: «Универсальность сказки, ее «повсюдность», столь же поразительна, как и ее бессмертие. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

Богатый язык сказки доступен ребенку. Сказка как загадочна, так и проста, Л.Ф. Обухова говорит, что сказка направлена на развитие фантазии и воображения, а это в свою очередь нужно для решения ребенком его личных проблем. В сказке ребенок знакомится с незнакомыми ему явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

Русская народная сказка – любимый для детей жанр фольклора, в ней всегда разный и удивительный сюжет, присутствует поэзия, описываются понятные человеческие отношения и чувства: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку. Именно русская народная сказки как ничто другое подходит для развития речи детей дошкольного возраста.

Сказка по стилю изложения живописна, динамична, в ней присутствуют сравнения, образные выражения, песенки, стихи, повторы – и все это помогает детям понять суть сказки и запомнить ее.

Можно подразделить сказки на несколько видов:

  • Сказки о животных – очень доступные для понимания детей, так как животные наделены человеческими чертами, они говорят, переживают, совершают поступки разного характера. На примере сказочных животных дети учатся анализировать поступки, давать им этическую оценку.
  • Волшебные сказки – где повествуется о добре и зле, о поисках потерянного, о непослушании и последующем трудном пути исправления. Главным героям помогают волшебные помощники, чудесные средства, они встречаются с фантастическими чудовищами и всегда побеждают их.
  • Бытовые сказки – сказки о простой жизни, где добро и честность противопоставлена человеческим порокам.

Большое значение дидактическому потенциалу русской народной сказки в развитии родной речи детей придавал К.Д. Ушинский, он писал: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Образное описание главных героев, связь внешнего вида и характера героя его поступков говорит о художественной ценности русской народной сказки. Положительный облик героя, как правило, описывается формулой: «Он так красив, что ни в сказке сказать, ни пером описать». В сказках часто говорится: «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», применяются эпитеты – «море синее», «лес дремучий» — и ребенок, постоянно слыша это в сказке, запоминает эти выражения и в дальнейшем может применять их в собственной речи. В русских народных сказках применяются образные выражения, которые очень близки детям – «красно солнышко», «травушка – муравушка», «коровушка – буренушка», «мороз трескучий» и многие другие выражения, которые ярко описывают явления природы, животных и людей.

Огромную роль педагога отмечает Е.И. Тихеева, воспитатель формирует у детей умение замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети учатся обращать внимание на ценность родного языка, начинают постепенно осваивать образный язык сказки, обогащают свою речь сказочными выражениями, литературными оборотами, учатся использовать их в повседневной речи для выражения своих эмоций и чувств.

Рассмотрим творческое преобразование сказки как средства развития связной речи

Методическая разработка по развитию связной речи при использовании сказки

Творческое преобразование сказки Значение и особенности использования приема для развития связной речи

Преобразование знакомых героев в других ситуациях Прием направлен на активизацию словаря, развитие фантазии. Нужно создать условия, при которых главные действующие лица остаются, при этом попадают в совершенно другие обстоятельства.

Пример: Снегурочка и Алёнушка попадают в цирк. Баба Яга полетела в космос.

Сказочный коллаж из героев Прием направлен на творческое рассказывание, развитию воображения.

Герои сказок должны быть знакомы детям (Колобок, Баба-Яга, Снегурочка, Морозко), через игровую ситуацию предложить задание: «в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?»

Специальное искажение изначальной сказки Прием активизирует память, развивает мышление и монологическую речь-рассуждение.

Данные упражнения применяются, когда сказка знакома детям. Пример: воспитатель: «Испекла бабка коржик», дети: «Не коржик, а румяный колобок», воспитатель: «Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправился колобок спать…»

Новая сказка Прием направлен на развитие связной повествовательной речи, на детское сочинительство. Он вносит новизну в знакомую сказку. За основу берется сказка, которую дети хорошо знают, и воспитатель предлагает наделить главных персонажей противоположными характеристиками.

Пример: в сказке «Гуси-лебеди» Баба-Яга и гуси становятся добрыми и помогают яблоньке, печке и речке, а Алёнушка с братцем, наоборот, становятся капризными и жадными.

Сказочные сюрпризы Прием направлен на эмоциональное обогащение, развитие речевого творчества.

Например: Морозко очень жестоко поступил с мачехой и ее дочкой, нужно предложить детям придумать более мягкий способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

Сказки — превращения Прием помогает развивать повествовательную монологическую речь и обогащать воображение. Упражнения направлены на мыслительную деятельность и дают возможность детям превращаться в кого угодно или во что угодно – а это предпосылки детского сочинительства.

Пример начала сказки: «Как хорошо сидеть на ветке и видеть полянку в лесу. Но однажды…»

Сказочные ситуации спасения Прием способствует развитию связной речи.

В упражнениях воспитатель нарочно придумывает опасные ситуации, требующие сказочного спасения.

Придумай окончание для героев Прием направлен на активизацию словаря, развитие мышления и умения понять главную идею и в соответствии с ней придумать окончание сказки.

Совместно со словесными и наглядными методами, немаловажную роль играет интегрированный подход соприкосновения детей со сказкой (рассказывание, слушание звукозаписи, просмотр диафильмов, кукольный спектакль по мотивам народных сказок, выставка картин В.М. Васнецова). Все приемы направлены на развитие желания у детей сочинять свои сказки. При ознакомлении с жанровыми разновидностями сказки формируют способность элементарно анализировать содержание и форму сказки и эмоциональная отзывчивость на неё.

Описание главных героев и изучение композиционной структуры сказки происходит при применении наглядно-действенных (фигурки-изображения персонажей), наглядно-образных (иллюстрации, характеризующие содержание сказочных функций) и символических средств (карты-символы). Творческое начало развивается в процессе ознакомления с методами сочинения сказки и упражнениями различной сложности: от придумывания сказок по заданным темам к автономному сочинительству.

Рассказывание своих сочиненных сказок является художественно-творческой деятельностью детей, которая отражает их интересы и потребности. Анализ повествования детей доказывает влияние русской народной сказки на словесное творчество. Сказки, создаваемые детьми под влиянием русского фольклора, можно определить как повествования творческого характера, которые сочетают в себе традиционные сказочные элементы и отражают настоящее время, что проявляется в содержании и словесном творчестве. Для сказок, сочиненных детьми характерны следующие особенности:

  • Заимствование героев русских народных сказок и изменение их характеристик.
  • Близость идеи сказки к фольклорным традициям.
  • Использование в сочиненных сказках знакомых сюжетов.
  • Сочетание традиционного сюжета сказки и личного опыт.
  • Повествование по законам композиции сказки.

Можно сделать вывод, что русская народная сказка как ничто другое очень близка и доступна для ребенка, является могучим средством становления связности и образности речи. Дети старшего дошкольного возраста могут правильно понимать идею сказки, активно обсуждать ее, полно и точно формулировать вопросы по тексту и связно дополнять ответы собеседников. Из богатства языка сказки дети узнают новые слова, крылатые выражения, речь детей наполняется эмоциональной и поэтической лексикой. Планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год