Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные речевые особенности у дошкольников
Развитие речи у детей
Автор: Насирова Зарфия Мирзага Кызы, Березнева Валентина Юрьевна   
05.12.2020 12:57

Современные речевые особенности у дошкольниковСовременные речевые особенности у дошкольников

  • Насирова Зарфия Мирзага кызы, воспитатель высшей категории, г. Тольятти, Самарская обл., АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 134, «Веснушки»
  • Березнева Валентина Юрьевна, воспитатель высшей категории, г. Тольятти, Самарская обл., АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 134, «Веснушки»

Понижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста обусловлено разными важными причинами. С появлением компьютера в нашей повседневной жизни дети стали находить необходимую для себя информацию в интернете. В результате этого они мало общаются, их речевой опыт ограничен, а языковые средства несовершенны. Снижен интерес дошкольников к чтению, разговорная речь скудна и малословна, потребность в общении не восполняется. Социальные проблемы общества часто не позволяет родителям уделять достаточного внимания всестороннему, в том числе речевому, развитию своих детей. Так как цифровое пространство заменило собой живое речевое общение, то целенаправленное формирование связной речи должно занимать важное место в общей системе дошкольного образования.

Российский психолог, лингвист и специалист в области теории усвоения язы

ка в дошкольном детстве Ф.А. Сохин писал: «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях». Действительно, речь является важнейшим условием для коммуникации, она нужна представителям различных профессий. Культура речи включает дикцию – четкость произношения, орфоэпию – правильность произношения, владение голосом, умение статистически и логически строить высказывание.

Как известно, люди зачастую не имеют идеальные речевые данные. Причинами отклонений от нормы могут быть органическими или функциональными. Как показывает практика, педагоги детских дошкольных учреждений помогают справиться с данными проблемами.

Период дошкольного детства является важным элементом в пробуждении творческих возможностей ребенка, проявлении его самостоятельности, в развитии и последующем становлении его личности в целом. Вхождение детей в особое измерение детской деятельности – это ключевое условие формирования их индивидуальности. Как сказано в высказывании французского писателя Мишеля де Монтень: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Как правило, ведущей формой поведения и освоения мира для ребёнка является игровой. Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Взаимопонимание между людьми достигается посредством общения и диалога. Истоки такого понимания (или недопонимания) заложены в детстве. Общение матери с ребенком филолог Н.И. Лепская образно называла дуэтом, в котором существуют две партии, но отсутствует согласие. С опытом приходит согласование партий, а дуэт превращается в совместный диалог.

Общение ребенка в раннем возрасте с матерью и близкими людьми является особым условием его здорового психического развития. С годами общение с ровесниками занимает важное место в жизни ребенка. Поэтому умение вести диалог очень важно формировать с самого детства. Данная форма речевого общения помогает ребенку стать полноценной ячейкой общества. В нем взаимодействие партнеров опосредуется знаками языка, умением словесно выразить свою мысль, выражением чувств, установлением с партнером «диалогических отношений» в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Культура речевого воспитания в детском саду складывалась на протяжении всего XX века. У ее истоков стояли такие замечательные педагоги и психологи, как Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.П. Усова, Ф. А. Сохин. С именем Ф.А. Сохина связана отдельная эпоха в становлении методики преподавания родного языка. Он основал лабораторию развития речи в Институте дошкольного воспитания, которая подготовила поколение высококвалифицированных специалистов в области методики преподавания родного языка.

В педагогической культуре детского сада имеется широкий арсенал обучения языку – специальные речевые занятия, дидактические игры, беседы с детьми, народные игры, игры-драматизации и пр. Все эти формы обучения направлены на развитие коммуникативных компетенций, т.е. не только на умение формулировать мысль в слове, строить текст (монолог), но и прежде всего на умение строить взаимоотношения, «диалогические отношения» с партнером, а также на обмен с ним чувствами, надежность взаимодействие и взаимопонимание с взрослыми и сверстниками.

Диалог со сверстниками более характерен для совместных игр старших дошкольников. Для детей младшего возраста присущи типичные игры, связанные с общением, в процессе которого каждый рассказывает о себе и не встает на позиции партнера. Истоки диалога возникают в возрасте 3-5 лет, когда закладывается его основа, формируется диалогическая речь, изучается родной язык (его звуковая система, грамматический строй, лексический состав), развивается фразовая речь (умение строить разные типа высказываний). Опыт практического взаимодействия со сверстниками в разнообразных коллективных играх (инсценировках, играх-драматизациях, подвижных, сюжетно-ролевых играх и др.), в деятельности кооперативного типа (коллективная изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование) также способствует успешному овладению диалогом. Например, игры, которые используются в практике в детском саду: «Так бывает или нет?», «Ошибка», «Знатоки»; ( «Небылицы»), «Заказ такси по телефону», «Звонок на работу маме (папе)», «Звонок в поликлинику» и т.д. способствуют развитию умения строить диалог.

Литература:

  1. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н. – «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа». Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.
  2. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. – «Истоки диалога: Книга для воспитателей». – М., Мозаика-Синтез, 2003. – 216 с.
  3. Ушакова О.С. – «Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей». – М., ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
  4. Большакова С.Е. – «Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений». – М., ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  5. Недорезова Н.А., Красильникова Е.М. – «Ребенок в мире слов: практическое руководство по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста». – Тольятти, Кассандра, 2012. – 102 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год