Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мультипликация как средство развития диалогической формы речи
Развитие речи у детей
Автор: Волошина Екатерина Александровна   
28.12.2021 11:42

Мультипликация как средство развития диалогической формы речиМультипликация как средство развития диалогической формы речи

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОВЕТСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 239 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 2021 ГОД

ВОЛОШИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ

Концепция

Обоснование актуальности

На сегодняшний день актуальной проблемой является проблема развития диалогической речи старших дошкольников. Постоянное обращение к диалогу в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для коммуникации, а готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности.

Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами словесности в разные периоды времени.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Развитие речи и речевое общение в ДОУ, традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, включающее овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формированием умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такая выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, не все дети, в большинстве случаев к таковым не относятся. Для решения задач развития диалогической речи у детей старшего дошкольного, целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.

 

Мы считаем, что одним из средств развития диалогической речи в ДОУ может стать мультипликация. Этот вид современного искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.

При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, нами была выбрана мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем.

Объект исследования: процесс развития диалогической формы речи дошкольников.

Предмет исследования: мультипликация как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить в педагогическом процессе ДОУ средства мультипликации, направленные на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для педагогов:

  • изучение и анализ методических приемов по ознакомлению детей с основами создания мультфильма посредством анализа научно- методической литературы;
  • разработка модели организации образовательного процесса по реализации работы, направленной на изучение основ создания мультфильма;
  • разработка мероприятий по формированию и развитию диалогической формы речи по средствам мультипликации;
  • организация сотрудничества с семьями воспитанников по внедрению мультистудии в детском саду, ее значимости для развития детей.

Для воспитанников:

Образовательные:

  • формировать умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;
  • способствовать усвоению основных правил ведения диалога;
  • обучать дошкольников правилам речевого этикета;
  • обогащать словарный запас детей в процессе создания с ними мультипликационных фильмов;
  • познакомить детей с процессом создания мультфильма;
  • познакомить детей с профессиями людей, которые создают мультфильмы (сценарист, художник-декоратор, режиссёр, оператор).

Развивающие:

  • развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения);
  • развивать умение детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности;
  • формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к результату труда людей разных профессий;
  • способствовать воспитанию умения работать в группе;

Для родителей:

  • активизировать родителей (законных представителей), для совместного участия в исследовании ДОУ.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение мультипликации, повысит эффективность развития диалогической формы речи, детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по проблеме развитие диалогической формы речи детей дошкольного возраста средствами мультипликации, анализ, синтез, обобщение;
  2. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, опыт.
  3. Методы статической обработки: сравнительный анализ результатов, качественный и количественный анализ статистических данных.

Научная и Практическая значимость: состоит в том, что разработанная рабочая программа может быть использована в работе с детьми в системе дошкольных образовательных учреждений в образовательных областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Педагогов детского сада интересуют проблемы, связанные с развитием диалогической речи. И в результате предварительного анкетирования, проведенного в нашем детском саду, были выявлены следующие проблемы:

- большинство детей 42% не умеют организовывать диалогическое общение, они просто не обращают внимание на партнера и пытаются выполнить игровое задание самостоятельно, а не в совместной деятельности со сверстником, как это было сформулировано в задании.

- у 27% детей старшего дошкольного возраста не развиты умения организовывать содержание диалога и диалогические отношения (инициативность, активность, воздействие), подбирать средства общения, задавать вопросы и отвечать на вопросы, комментировать свое высказывание и высказывание партнера, обсуждать, пояснять, аргументировать, быть доброжелательным по отношению к партнеру по общению.

- 45% детей хотели бы научится самостоятельно снимать и озвучивать мультфильмы.

- родители заинтересованы в проведении в ДОУ организованной деятельности по развитию диалогической речи с использованием средств мультипликации.

Создавшаяся ситуация заставила нас по новому взглянуть на организацию работы в детском саду и побудила на поиск новых форм работы с детьми.

Мы считаем, что внедрение мультипликации в процесс развития диалогической формы речи детей старшего дошкольного возраста благоприятно повлияет на её уровень. Планируем разработать комплекс мероприятий по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов с учетом требований ФГОС ДО.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап «Подготовительный» (сентябрь 2021 – декабрь 2021 гг.)

  • Разработка плана проверки гипотезы.
  • Изучение и анализ методических приемов по ознакомлению детей с основами создания мультфильма посредством анализа научно- методической литературы.
  • Разработка мероприятий по формированию и развитию диалогической формы речи по средствам мультипликации.
  • Систематизация и разработка ООД, заданий и игр по развитию диалогической формы речи в процессе создания мультфильма.
  • Оснащение предметно пространственной среды

2 этап «Основной» (январь 2022 — декабрь 2022гг.)

  • Знакомство с правилами ведения диалога. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них, поддерживать и завершать общение в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.
  • Проведение мероприятий и развлечений по формированию и развитию диалогической речи.
  • Организация и проведение словесных и речевых игр.
  • Создание мультфильмов: придумывание и обсуждение сюжета;

создание персонажей и декораций; озвучивание; съемка; монтаж.

3 этап «Итоговый» (январь 2022 –май 2023 гг.)

  • Проведение диагностирования диалогических способностей детей по итогам реализации исследования.
  • Анализ полученных результатов.
  • Внесение дополнений и изменений в содержание исследования.

Ожидаемые результаты.

  • повышение уровня развития диалогической формы речи,
  • активизация познавательной и творческой деятельности,
  • развитие творческого потенциала и способностей детей.

1. Собственно речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения);
  • слушать и слышать собеседника;
  • проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
  • доказывать свою точку зрения;
  • выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета:

  • использовать в речи: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
  • умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Неотъемлемой частью исследовательской работы является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.
  2. Принцип целостного, системного анализа.
  3. Принцип динамического изучения.

Диагностические задания.

Цель: определение уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и выявление уровня способности вести диалог у старших дошкольников.

Для проведения констатирующего эксперимента использовалась диагностическая методика, предложенная в учебном пособии М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, предназначенная для выявления уровня развития навыков диалогического общения.

В методике проведения необходимой диагностики М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной представлены критерии трех уровней развития навыков диалогического общения:

  • I уровень — «высокий уровень» (8-10 баллов) — это полное, самостоятельное, логическое изложение текста, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции для выполнения с первого раза.
  • II уровень — «средний уровень» (4-7 балла) — отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
  • III уровень — «низкий уровень» (0-3 балла) — нарушение в структурировании диалога, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении; отсутствует интерес к заданию; он невнимателен; речь интонационно невыразительна

Данная методика состоит из серий заданий.

Первая серия заданий предусматривает установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Педагог посредством непринужденной беседы выясняет умение старших дошкольников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы. Беседа предполагает комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи;

Вопросы для беседы:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Сколько у тебя друзей?
  • В какие игры ты любишь с ними играть?
  • Умеешь ли ты дружить?
  • Тебе нравится твой воспитатель? Почему?
  • Чем ты помогаешь родителям?

Основное внимание уделяется оценке различных критериев:

  • коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования);
  • экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность;
  • степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий;
  • полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания;
  • речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: грамматическая правильность, типы предложений.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч. — М.: Педагогика, 1982.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: изд-во Инта психотерапии, 2001. http: //pedlib. ru/Books/6/0473/index. shtml? from_page=1
  4. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. — №5.
  5. Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2013. — № 8.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (325) выйдет
18 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год
Скачать Номер 45 (314) за 2023 год
Скачать Номер 44 (313) за 2023 год
Скачать Номер 43 (312) за 2023 год
Скачать Номер 42 (311) за 2023 год