Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мультипликация как средство развития диалогической формы речи
Развитие речи у детей
Автор: Волошина Екатерина Александровна   
28.12.2021 11:42

Мультипликация как средство развития диалогической формы речиМультипликация как средство развития диалогической формы речи

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОВЕТСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 239 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 2021 ГОД

ВОЛОШИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ

Концепция

Обоснование актуальности

На сегодняшний день актуальной проблемой является проблема развития диалогической речи старших дошкольников. Постоянное обращение к диалогу в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для коммуникации, а готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности.

Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами словесности в разные периоды времени.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Развитие речи и речевое общение в ДОУ, традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, включающее овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формированием умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такая выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, не все дети, в большинстве случаев к таковым не относятся. Для решения задач развития диалогической речи у детей старшего дошкольного, целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.

 

Мы считаем, что одним из средств развития диалогической речи в ДОУ может стать мультипликация. Этот вид современного искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.

При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, нами была выбрана мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем.

Объект исследования: процесс развития диалогической формы речи дошкольников.

Предмет исследования: мультипликация как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить в педагогическом процессе ДОУ средства мультипликации, направленные на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для педагогов:

  • изучение и анализ методических приемов по ознакомлению детей с основами создания мультфильма посредством анализа научно- методической литературы;
  • разработка модели организации образовательного процесса по реализации работы, направленной на изучение основ создания мультфильма;
  • разработка мероприятий по формированию и развитию диалогической формы речи по средствам мультипликации;
  • организация сотрудничества с семьями воспитанников по внедрению мультистудии в детском саду, ее значимости для развития детей.

Для воспитанников:

Образовательные:

  • формировать умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;
  • способствовать усвоению основных правил ведения диалога;
  • обучать дошкольников правилам речевого этикета;
  • обогащать словарный запас детей в процессе создания с ними мультипликационных фильмов;
  • познакомить детей с процессом создания мультфильма;
  • познакомить детей с профессиями людей, которые создают мультфильмы (сценарист, художник-декоратор, режиссёр, оператор).

Развивающие:

  • развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения);
  • развивать умение детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности;
  • формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к результату труда людей разных профессий;
  • способствовать воспитанию умения работать в группе;

Для родителей:

  • активизировать родителей (законных представителей), для совместного участия в исследовании ДОУ.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение мультипликации, повысит эффективность развития диалогической формы речи, детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по проблеме развитие диалогической формы речи детей дошкольного возраста средствами мультипликации, анализ, синтез, обобщение;
  2. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, опыт.
  3. Методы статической обработки: сравнительный анализ результатов, качественный и количественный анализ статистических данных.

Научная и Практическая значимость: состоит в том, что разработанная рабочая программа может быть использована в работе с детьми в системе дошкольных образовательных учреждений в образовательных областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Педагогов детского сада интересуют проблемы, связанные с развитием диалогической речи. И в результате предварительного анкетирования, проведенного в нашем детском саду, были выявлены следующие проблемы:

- большинство детей 42% не умеют организовывать диалогическое общение, они просто не обращают внимание на партнера и пытаются выполнить игровое задание самостоятельно, а не в совместной деятельности со сверстником, как это было сформулировано в задании.

- у 27% детей старшего дошкольного возраста не развиты умения организовывать содержание диалога и диалогические отношения (инициативность, активность, воздействие), подбирать средства общения, задавать вопросы и отвечать на вопросы, комментировать свое высказывание и высказывание партнера, обсуждать, пояснять, аргументировать, быть доброжелательным по отношению к партнеру по общению.

- 45% детей хотели бы научится самостоятельно снимать и озвучивать мультфильмы.

- родители заинтересованы в проведении в ДОУ организованной деятельности по развитию диалогической речи с использованием средств мультипликации.

Создавшаяся ситуация заставила нас по новому взглянуть на организацию работы в детском саду и побудила на поиск новых форм работы с детьми.

Мы считаем, что внедрение мультипликации в процесс развития диалогической формы речи детей старшего дошкольного возраста благоприятно повлияет на её уровень. Планируем разработать комплекс мероприятий по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов с учетом требований ФГОС ДО.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап «Подготовительный» (сентябрь 2021 – декабрь 2021 гг.)

  • Разработка плана проверки гипотезы.
  • Изучение и анализ методических приемов по ознакомлению детей с основами создания мультфильма посредством анализа научно- методической литературы.
  • Разработка мероприятий по формированию и развитию диалогической формы речи по средствам мультипликации.
  • Систематизация и разработка ООД, заданий и игр по развитию диалогической формы речи в процессе создания мультфильма.
  • Оснащение предметно пространственной среды

2 этап «Основной» (январь 2022 — декабрь 2022гг.)

  • Знакомство с правилами ведения диалога. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них, поддерживать и завершать общение в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.
  • Проведение мероприятий и развлечений по формированию и развитию диалогической речи.
  • Организация и проведение словесных и речевых игр.
  • Создание мультфильмов: придумывание и обсуждение сюжета;

создание персонажей и декораций; озвучивание; съемка; монтаж.

3 этап «Итоговый» (январь 2022 –май 2023 гг.)

  • Проведение диагностирования диалогических способностей детей по итогам реализации исследования.
  • Анализ полученных результатов.
  • Внесение дополнений и изменений в содержание исследования.

Ожидаемые результаты.

  • повышение уровня развития диалогической формы речи,
  • активизация познавательной и творческой деятельности,
  • развитие творческого потенциала и способностей детей.

1. Собственно речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения);
  • слушать и слышать собеседника;
  • проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
  • доказывать свою точку зрения;
  • выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета:

  • использовать в речи: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
  • умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Неотъемлемой частью исследовательской работы является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.
  2. Принцип целостного, системного анализа.
  3. Принцип динамического изучения.

Диагностические задания.

Цель: определение уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и выявление уровня способности вести диалог у старших дошкольников.

Для проведения констатирующего эксперимента использовалась диагностическая методика, предложенная в учебном пособии М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, предназначенная для выявления уровня развития навыков диалогического общения.

В методике проведения необходимой диагностики М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной представлены критерии трех уровней развития навыков диалогического общения:

  • I уровень — «высокий уровень» (8-10 баллов) — это полное, самостоятельное, логическое изложение текста, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции для выполнения с первого раза.
  • II уровень — «средний уровень» (4-7 балла) — отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
  • III уровень — «низкий уровень» (0-3 балла) — нарушение в структурировании диалога, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении; отсутствует интерес к заданию; он невнимателен; речь интонационно невыразительна

Данная методика состоит из серий заданий.

Первая серия заданий предусматривает установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Педагог посредством непринужденной беседы выясняет умение старших дошкольников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы. Беседа предполагает комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи;

Вопросы для беседы:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Сколько у тебя друзей?
  • В какие игры ты любишь с ними играть?
  • Умеешь ли ты дружить?
  • Тебе нравится твой воспитатель? Почему?
  • Чем ты помогаешь родителям?

Основное внимание уделяется оценке различных критериев:

  • коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования);
  • экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность;
  • степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий;
  • полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания;
  • речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: грамматическая правильность, типы предложений.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч. — М.: Педагогика, 1982.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: изд-во Инта психотерапии, 2001. http: //pedlib. ru/Books/6/0473/index. shtml? from_page=1
  4. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. — №5.
  5. Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2013. — № 8.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год