Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Развитие речи у детей
Автор: Галиева Лейсан Равилевна   
05.01.2023 19:09

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

статья из опыта работы

Галиева Лейсан Равилевна

воспитателя по обучению русскому языку МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№3 «Айсылу» города Азнакаево РТ

Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны. Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, желания словами, предложениями. В игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем, ничто не сковывает ребенка. Необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.

 

Для проведения словесных игр не нужно усаживать ребёнка за стол и создавать атмосферу занятия, она не требует специального материала, а требует лишь знания педагогом самой игры. В словесные игры можно играть дома, на прогулке, по дороге, сидя в очереди, в транспорте.

Словесные игры входят в раздел дидактическая игра, они знакомят малыша с окружающим миром, обогащают его словарный запас. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления, внимания, логики ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. Играя со словами, дети учатся образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, упражняются в словоизменении (предложно – падежные формы).

Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены следующие задачи.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь.

Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.

Словесные игры преследуют цель – развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме.

Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.

1. Игры, воспитывающие умение выделять существенные признаки предметов, явлений.

«Отгадай-ка». Цель игры. Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».

«Что это за птица (зверь) Цель игры. Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам».

«Да-нет». Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?»«Нет». «На стене?»«Нет. «На полке?»«Да». «Он стеклянный?»«Да». «Это ваза?». – «Да».

«Магазин». Цель игры. Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.)

«Радио». Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).

2. Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.

«Придумай небылицу». Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».

«Похож – не похож». Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».

«Кто больше заметит небылиц?». Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить. К.И. Чуковский «Путаница».

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Отвечай быстро». Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.

Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный»«Стол»

«Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы» назвать можно только три слова. ( «Ромашка, георгин, пион»)

«Звери, птицы, рыбы». Цель игры. Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.

«Наоборот». Цель игры. Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.).

«Добавь слог». Цель игры. Развивать фонематический слух.

«Дополни предложение». Цель игры. Развивать речевую активность.

«Скажи слова с нужным звуком». Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

«Скажи по – другому». Цель игры. Учить подбирать синонимы. Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый – сырой, влажный.

«Подбери слово». Цель игры. Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова. «Что можно шить?» (платье, кофту, брюки, юбку, пальто, сарафан, сапоги, шубу, и т.д.). «Что можно завязать?» (бант, шнурки, веревочку, шарф, завязки).

«Кто знает, пусть дальше считает». Цель игры. Закрепление знаний порядкового счета в пределах 10, развитие быстроты мышления, слухового внимания.

«Когда это бывает?». Цель игры. Уточнить и углубить знания о временах года.

«Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.

4. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Кто больше назовет предметов?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)

«Кто вырастил зерно?» (хлебороб).

«Природа и человек». Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа. Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.)

«Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. ( «Ромашка, георгин, пион»)

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Любая игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника – участника игры.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год