Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Керш Лариса Сергеевна   
28.01.2024 23:03

Лэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях [4].

Тугушева Г.П. отмечает, что при выборе технологии необходимо ориентироваться на такие требования как: развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи, личностно-ориентированное общение с ребенком, активная речевая практика каждого ребенка, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровье сберегающий характер [6].

Технология, используемая нами для развития речи- лэпбук. Лэпбук- это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошек, миниатюрных книжек для размещения материала: карточек, схем, дидактических игр, художественного слова и являющаяся наглядно-практическим методом обучения, требующим от ребенка действия, непосредственного участия и одним из видов совместной деятельности детей со взрослым [4].

 

Игры и задания, размещенные в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

Этапы создания лэпбука:

  1. Подготовительный: изучение литературы по теме, выбор материала соответственно программе и интересам детей.
  2. Обсуждение: дети совместно со взрослым обсуждают способы отражения изученных свойств в будущей книжке, места их расположения.
  3. Основной: непосредственное изготовление лэпбука. Содержание может быть представлено в виде информационных, наглядных и литературных блоков. Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки- гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, карточки, стрелки и т.д. Примерный список материалов включает в себя: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и скотч; степлер; декоративные элементы (пуговицы, пайетки, скрепки, наклейки, картинки).
  4. Заключительный: проведение презентации книги. Дети вспоминают как изготавливался лэпбук, рассказывают какие задания им понравились, какие вызвали трудности.

Необходимо отметить, что содержание лэпбуков по развитию речи определяется с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). В интерактивной тематической папке могут храниться материалы с разным речевым содержанием. При составлении лэпбука для развития речи мы используем следующие задания: составление рассказов, загадки, поговорки, считалки. Выполняя их, дети учатся правильно произносить звуки, пользоваться голосом, более отчётливо произносить слова и фразы, следить за темпом речи. В своей работе мы используем лэпбук на тему «Пейзажная живопись», который включает в себя: игры и задания «Тёплые или холодные цвета», «Подбери палитру» (данные игры предполагают проговаривание и обоснование выбора ребенка), «Опиши пейзаж»; лото; образцы различных видов пейзажа, рассмотрев которые, детям предлагается ответить на вопросы: «Чем образцы похожи? Чем различаются?».

В своей работе мы опираемся на следующие рекомендации: когда лэпбук собран, предложить детям рассмотреть его (индивидуально или с подгруппой). Перед применением важно ознакомить дошкольников с правилами использования лэпбука. Предлагаем оформить карточку, отражающую правила, совместно с детьми. Также, заниматься по тематической папке следует постепенно. Присоединение детей к деятельности должно быть добровольным.

Во время создания лэпбука мы придерживаемся партнерской позиции, которая должна способствовать развитию у ребенка активности, самостоятельности и побуждать к достижению цели. Правила создания партнерской позиции:

  1. При первых затруднениях мы не спешим оказывать ребенку помощь, а побуждаем его к самостоятельному решению.
  2. Если без помощи взрослого не обойтись, то даем совет, задаем наводящие вопросы, активизируя у ребенка имеющийся опыт.
  3. Мы поддерживаем детскую инициативу и творчество, показывая детям рост их достижений и вызывая у них чувство радости и гордости за проделанную ими работу.

Таким образом, изготовление и последующее применение «лэпбуков» способствует развитию умения обобщать и систематизировать нужную информацию, самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы, используя устную речь, выражать свои мысли и желание. Игры и задания, которые содержит лэпбук, оказывают положительное влияние на произношение слов, словарный запас, фразовую речь и на закрепление поставленных звуков.

Использование лэпбука ориентировано не только на развитие речи, но и на развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры общения, на реализацию принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год