«РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Романова Любовь Владимировна | |||
27.04.2024 18:10 | |||
«РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «ДЕТСКИЙ САД «МАШЕНЬКА» ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ:
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому мы уделяем большое внимание этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Одно из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано не случайно, т. к. очень важно уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей раннего возраста.
Мы знаем, что речь малыша зависит от развития мелкой моторики, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Мы знаем, что речь малыша зависит от развития мелкой моторики, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу. Так как движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчикамисоздают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Пальчиковые игры: решает множество задач в развитии ребенка, способствует овладению навыками мелкой моторики, повышает работоспособность головного мозга, развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, развивает тактильную чувствительность, снимает тревожность Так же они способствуют
Во время пальчиковых игр, нужно садиться на против друг друга, так чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и хорошо видели друг друга. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка. Пальчиковые игры – это не только веселое, но и полезное занятие для малышей. На основании наблюдений можно сделать вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. У детей улучшается речь, возрастает речевая активность, дети говорят не только фразами, но и предложениями, состоящими из 3 – 4 слов) Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Выполняйте пальчиковую гимнастику ежедневно. Кисти рук и пальцы ребенка приобретут силу, Гибкость и подвижность, что в свою очередь Положительно повлияет на речевое развитие. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР (МОЯ СЕМЬЯ) «СЕМЬЯ» РУКУ СЖАТЬ В КУЛАК, ПООЧЕРЕДНО РАЗЖИМАТЬ ПАЛЬЦЫ, НАЧИНАЯ С БОЛЬШОГО.
«Как у нас семья» Как у нас семья (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно) Большая и веселая Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы) Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы) Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы) Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы) Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы) «Дружная семья» Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой – старший брат. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. (По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) «Наша дружная семья» Папа, мама, брат и я (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.) Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз) Вместе в доме проживаем, Вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз) «Наша семья» У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.) У меня есть мама. У меня есть бабушка. У меня есть дедушка. У меня есть брат, сестра А у них есть – я. Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько «Пальцы — дружная семья» Пальцы — дружная семья. Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний — наш мизинец, малышок! (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.) Указательный забыли. (Дети показывают указательный палец) Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих руккверху) Будем их соединять и движенья выполнять. (Каждый палец руки соединяем поочередно с большим). «Мой дом» Скворцы живут в скворечнике, (Поочередно загибаем пальчики) Очки живут в очечнике, Лиса живет в своей норе, Живут деревья на горе… И у меня есть тоже дом, Он самый лучший: (Дети показывают указательный палец) Мама в нём! «Наш дом» В нашем доме все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.) Самый младший- это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.) Это мама Маша, Это папа Саша, Это брат Юра, Это сестра Даша. «Кто живёт у нас в квартире?» Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте) Всех могу пересчитать (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я — (повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши) «Семейная зарядка» Осенью, весною, летом и зимой. (хлопки руками) Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте) Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг) Мама руки поднимает (руки вверх и вниз) Папа бодро приседает (приседания) Повороты вправо- влево делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом) А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны) «Бабушка и внуки» Было у бабушки десять внучат: (хлопок, кулачок) Две Акульки в люльке качаются, Две Аринки на палатях улыбаются, Два Ивана на лавке сидят, Два Степана учиться хотят. (поочерёдно загибают пальчики) «Наша бабушка!» Наша бабушка идёт (Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.) И корзиночку несёт. (Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.) Села тихо в уголочек, (Положить руки на колени.) Вяжет деточкам чулочек. (Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.) Вдруг котята прибежали (Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».) И клубочки подобрали. Где же, где ж мои клубочки, (Развести руки в стороны.) Как же мне вязать чулочки. (Выполнять движение «вязание на спицах».) ВОСПИТАТЕЛИ: РОМАНОВА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА МИЛЮХИНА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА
|