Развитие у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи навыков алгоритмизации в цифровой образовательной среде ПиктоМир |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Обеднина Надежда Владимировна Мухачева Наталья Григорьевна Керина Елена Александровна | |||
04.12.2024 09:41 | |||
Развитие у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи навыков алгоритмизации в цифровой образовательной среде ПиктоМир В современном мире, где технологии и информация развиваются с невероятной скоростью, развитие уменияу дошкольников мыслить логически, анализировать и систематизировать информацию становится всё более актуальным. Особенно важно развивать эти навыки у детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее — ТНР), чтобы помочь им адаптироваться в обществе и успешно учиться. Алгоритмизация – этопроцесс разработки и применения алгоритмов, то есть точных инструкций или последовательностей действий для решения задач. В детском саду мы ежедневно используем такие алгоритмы как схема поведения дежурных, алгоритм мытья рук, схема анализа звукового состава слова и другие. Наше дошкольное учреждение с 2021 года является инновационной площадкой Федерального государственного учреждения «Федеральный научный центр научно-исследовательский институт системных исследований российской академии наук» по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир». Программа рассчитана на 3 года обучения, начиная со среднего дошкольного возраста. Но в группе для детей с ТНР, без формирования предпосылок, развитие алгоритмических навыков становится затруднительным. Связано это с тем, что у большинства детей в структуре нарушения на первый план выходит нарушение слоговой структуры слова, которое проявляется в отсутствии начала слова, в глобальном его упрощении, в перестановках звуков и слогов. В связи с этим приоритетной задачей в средней группе компенсирующей направленности является формирование предпосылок её становления, которые пересекаются с задачей подготовки детей к обучению навыков алгоритмизации: развитие ориентировки в схеме собственного тела; ориентации в трёхмерном (впереди, позади, наверху, внизу, выше, ниже, близко, далеко) и двухмерном пространстве (вертикальном и горизонтальном), зрительное отслеживание порядка элементов предметного ряда) и др.
В результате проводимой комплексной работы к началу обучения в старшей группе у детей с ТНР сформирована готовность к полноценному двухгодичному развитию алгоритмических способностейв цифровой образовательной среде ПиктоМир, которая позволяет осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды. Предметно-игровая среда представлена набором дидактических игр и игровых заданий цифровой образовательной среды ПиктоМир и робототехнического образовательного набора. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Занятия знакомят детей с понятиями «робот», «команда», «компьютер», «программа», «программист». Виртуальная среда представляет собой космическое пространство, которое состоит из передвижных космодромов. Виртуальный мир населяют роботы, которые помогают человеку обслуживать эти космодромы. Робот Вертун умеет чинить-закрашивать повреждённые места в специальным огнеупорным составом. Робот Зажигун обслуживает космодромы: чинит и обеспечивает освещение на космодроме. Также в виртуальном мире представлен робот Ползун и продублирован в реальном мире, реальным роботом, который управляется с помощью пульта, планшета или телефона. На курсе из 68 занятий дети знакомятся с элементарными информационно-компьютерными технологиями и со средой программирования, развивают навыки пиктограммного программирования, упражняются в практическом применении понятий «алгоритм», «программирование», развивают умение читать элементарные схемы, собирать модели по предложенным схемам и инструкциям, закрепляют навыки пространственной ориентировки. Таким образом, в группе для детей с ТНР обучение навыкам алгоритмизации эффективнее проходить поэтапно, включая работу всех педагогов – и учителя-логопеда, и воспитателей. Важно помнить, что каждый ребёнок с ТНР уникален, и методы развития навыков алгоритмизации должны быть адаптированы под его индивидуальные потребности и возможности.
|