Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Задержка речевого развития дошкольников: причины, диагностика, коррекция
Развитие речи у детей
Автор: Рудзинская Марина Кимовна   
13.01.2025 20:04

Задержка речевого развития дошкольников: причины, диагностика, коррекцияЗадержка речевого развития дошкольников: причины, диагностика, коррекция

Развитие речи — один из важнейших аспектов общего развития ребенка. Именно через речь дети выражают свои мысли, эмоции и желания, а также взаимодействуют с окружающим миром. Однако у некоторых дошкольников развитие речевых навыков задерживается. Задержка речевого развития (ЗРР) — это состояние, при котором ребенок отстает от возрастных норм в освоении речи.

Разобраться в причинах, диагностике и способах коррекции ЗРР — задача не только специалистов, но и родителей, которые должны своевременно заметить проблему и оказать поддержку ребенку. Рассмотрим основные аспекты этой темы, методы диагностики и подходы к преодолению данной проблемы, и так же приведем примеры практических действий.

Причины задержки речевого развития

Причины ЗРР могут быть различными, их принято делить на несколько групп:

1. Биологические факторы

- Генетическая предрасположенность.

 

Если у родителей или других родственников в детстве наблюдались трудности с речью, вероятность ЗРР у ребенка выше. Например, если один из родителей или близких родственников начал говорить ближе к 3 годам, то ребенок может демонстрировать аналогичное отставание, то есть риск возникновения ЗРР у ребенка повышается.

Пример: Родители должны сообщить специалисту о семейной истории речевых задержек, чтобы учесть наследственный фактор при коррекции.

- Проблемы во время беременности и родов.

Осложнения, такие как гипоксия, инфекции матери, травмы или недоношенность, часто приводят к нарушению речевого развития.

Пример: Если у ребенка была диагностирована гипоксия при рождении, невролог может назначить курс терапии для стимуляции работы мозга.

- Нарушения работы нервной системы.

Речь напрямую связана с деятельностью мозга. Такие состояния, как последствия черепно-мозговых травм, нейроинфекции (например, менингит), могут тормозить развитие речевых навыков.

Пример: После перенесенной инфекции ребенку может быть назначена реабилитация с включением логопедических упражнений.

2. Социальные и психологические факторы

- Дефицит общения.

Если ребенку не уделяется достаточно внимания, его речь развивается медленнее. Совместные игры, чтение книг и обсуждение событий в жизни ребенка — все это стимулирует речевую активность.

Пример: Родители, занятые работой, должны выделять хотя бы 30 минут в день на беседу с ребенком, чтобы он мог развивать свои навыки.

- Эмоциональная нестабильность.

Постоянные конфликты в семье или стрессовые ситуации тормозят развитие речи. Дети, находящиеся в состоянии тревожности, могут бояться выражать свои мысли.

Пример: Важно создать спокойную атмосферу дома, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и свободно общался.

3. Педагогические факторы

- Отсутствие речевого примера.

Если взрослые мало разговаривают с ребенком, используют ограниченный словарный запас, ребенок не получает достаточной языковой стимуляции.

Пример: Включите в ежедневную рутину рассказывание сказок, описывание действий (например, "Сейчас мы режем яблоко, оно сладкое").

- Злоупотребление гаджетами.

Длительное времяпровождение перед экранами без живого общения существенно замедляет развитие речевых навыков.

Пример: Ограничьте экранное время до одного часа в день и замените его играми, которые требуют взаимодействия с окружающими.

Диагностика задержки речевого развития

Ранняя диагностика позволяет своевременно начать коррекцию и избежать осложнений. Основные этапы речевого развития помогают определить, есть ли у ребенка проблемы:

К 1 году: ребенок должен произносить лепетные звуки, понимать простые слова и жесты, такие как "дай", "на".

К 2 годам: использовать не менее 50 слов, строить простые фразы, активно использует двух- и трехсловные фразы, называет окружающие предметы

К 3 годам: понимать вопросы, говорить предложениями из 3-4 слов.

К 4 годам: использовать более сложные грамматические конструкции, задавать вопросы, описывать события.

К 5 годам: активно общаться, рассказывать короткие истории, пересказывать услышанное, использовать все основные части речи.

Если ребенок существенно отстает от этих норм, необходимо проконсультироваться с логопедом и другими специалистами.

Методы диагностики

Диагностика ЗРР проводится комплексно и включает следующие этапы:

1. Консультация у логопеда.

Логопед оценит словарный запас, правильность произношения и умение составлять предложения.

Пример: Логопед может предложить ребенку описать картинку и на основе ответа сделать выводы о его речевом уровне.

2. Осмотр у невролога.

Невролог проверяет состояние нервной системы и исключает органические нарушения.

Пример: При подозрении на проблемы врач может назначить ЭЭГ, УЗДГ, МРТ для оценки активности головного мозга и исключения серьезных нарушений работы мозга.

3. Осмотр у отоларинголога.

Врач поможет выявить возможные поражение органов слуха, которые оказывают влияние на развитие речи.

Пример: При подозрении на проблемы врач может назначить КСВП для исключения нарушений.

4. Психологическое обследование.

Позволяет выявить эмоциональные и когнитивные трудности и уровень общей интеллектуальной готовности ребенка к обучению.

Пример: Психолог проводит тестирование на понимание инструкций и способность выражать свои желания.

Коррекция задержки речевого развития

Коррекционные мероприятия должны быть комплексными и включать участие логопеда, невролога, психолога и родителей, а так же учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Практические методы коррекции

1. Занятия с логопедом.

Логопедические занятия направлены на развитие фонематического слуха, постановку звуков, расширение словарного запаса и формирование грамматических навыков. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.

Пример: Артикуляционная гимнастика помогает укрепить мышцы языка, необходимые для произношения звуков.

2. Игра как метод развития речи.

Игровая форма обучения делает процесс коррекции интересным и эффективным. Помогает ребенку освоить новые слова, отработать грамматические конструкции и улучшить коммуникативные навыки.

Пример: Игра "Что пропало?" учит ребенка описывать предметы, улучшая словарный запас.

3. Работа с психологом.

Работа с детским психологом помогает устранить эмоциональные барьеры, которые могут препятствовать речевому развитию. Это особенно важно для детей, испытывающих тревожность или стресс.

Пример: Арт-терапия, например рисование, может стать способом общения для стеснительного ребенка.

4. Массаж и физиотерапия.

Логопедический массаж стимулирует мышцы лица, участвующие в процессе речи. Физиотерапевтические процедуры, такие как магнитотерапия или электростимуляция, могут быть полезны при нарушениях работы речевых центров мозга.

Пример: Упражнение "поцелуйчик" помогает активировать губы и улучшить их подвижность.

5. Участие семьи в процессе коррекции

Регулярные упражнения дома ускоряют процесс коррекции. Родители играют ключевую роль в преодолении ЗРР. Важно, чтобы они активно участвовали в процессе: читали ребенку книги, обсуждали события, играли в развивающие игры и демонстрировали правильный речевой пример.

Пример: Родители могут играть в игру "Скажи слово на букву", чтобы развивать речь ребенка.

Профилактика задержки речевого развития

Предупредить проблемы с речью проще, чем исправлять их. Основные рекомендации:

  • Общайтесь с ребенком с рождения, описывайте свои действия, обеспечивайте ребенку достаточное количество речевого общения, организуйте общение с другими детьми.
  • Читайте книги, обсуждайте картинки, пойте песни, играйте в игры, развивающие речь.
  • Создавайте для ребенка благоприятную эмоциональную атмосферу.
  • Ограничьте использование гаджетов, особенно в раннем возрасте.
  • Регулярно консультируйтесь с педиатром и специалистами, чтобы своевременно выявить и устранить возможные нарушения.

Заключение

Задержка речевого развития — это не приговор, а временная трудность, которую можно преодолеть при правильном подходе. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее он сможет догнать сверстников и раскрыть свои возможности. Родители и специалисты должны работать сообща, чтобы ребенок получил необходимую поддержку и успешно адаптировался к окружающему миру.

Список литературы:

  1. Е.Ф. Архипова. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Н.Л. Белопольская. Детская патопсихология. Хрестоматия. – М.: Когито-Центр, 2010.
  3. Л.С. Выготский. Мышление и речь. — Спб.: Питер, 2017.
  4. А.С. Матвеева. Учусь говорить. Развитие речи. 3-4года. – М.: АСТ, 2016.
  5. И.А. Скворцова. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. – М.: МЕД. прессинформ, 2013.

Автор: учитель-логопед Рудзинская Марина Кимовна,

г.Екатеринбург, МБДОУ ДС№469

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год