Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Влияние искусства на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Черникова Алина Анатольевна Рожнова Алёна Александровна   
18.08.2023 17:01

«Влияние искусства на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста»«Влияние искусства на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста»

  • Автор: Черникова Алина Анатольевна (воспитатель)
  • Соавтор: Рожнова Алёна Александровна (воспитатель)

МБОУ ЦО «Академия Детства» Город Старый Оскол

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что один из наиболее важных разделов педагогики посвящен формированию художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста. Такой подход позволяет вырастить гармоничную и изобретательную личность, развить в ребенке любовь к искусству, научить ценить изящество окружающего мира, понимать и создавать прекрасное на благо всего человечества. Давно известно, что наши дети — это отражение нас самих, они с первых месяцев жизни слышат и запоминают наши слова и подражают нашим поступкам, поэтому начинать процесс становления личности желательно как можно раньше. Наиболее же благоприятным по мнению ученых является старший дошкольный возраст.

 

В основе методики художественно – эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Художественно – эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Методы художественно – эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Художественно – эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы художественно – эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д.

Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки.

Формы и способы художественно-эстетической деятельности с воспитанниками, которые нашли отражение в нашей работе:

- В первую очередь, это традиционный способ «от занятия к уроку». В подготовительной группе проведение занятий, на которых решаются задачи художественного образования дошкольников, предполагает включение элементов учебной деятельности.

-Нами широко используются коллективно-групповые формы художественно-эстетического образования дошкольников. Так ежегодно организуются экскурсии в Детскую художественную школу, художественно-исторический музеи города Старый Оскол– отдельно для детей дошкольного отделения, отдельно для детей начальной школы и совместные экскурсии дошкольников и младших школьников.

На этих экскурсиях решаются задачи художественного просвещения дошкольников.

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства, различать жанры. Детей учат понимать, что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение. Также предусмотрено формирование у детей навыков и умений изображать с помощью различных материалов отдельные предметы.

Таким образом, развитие художественно-эстетического восприятия неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития художественно-эстетического восприятия. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. В этом возрасте дети могут самостоятельно давать оценки, высказывать свои суждения. Эстетическое восприятие и чувство красоты формируются через практическую деятельность и накопление собственного опыта старших дошкольников.

Литература:

  1. Бочкарева А.П. Создание образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картинки: Автор... дис. канд. пед. наук. — М., 1982. — С. 22.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1968.
  3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологич. труды. — Т. I. — М: Педагогика, 1986. — С. 72-79.
  4. Зимняя И.А. Технология слушания и говорения: Автор... докт. псих. наук. — М., 1973. — С. 12.
  5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Педагогика, 1972. — С. 63.
  6. Морозова Н.Г. Развития отношения детей дошкольного возраста к словесному заданию // Известия АПН РСФСР. — Вып. 14. — М., 1948. — С. 64.
  7. Славина С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста. — Известия АПН РСФСР, 1947. -Вып. 7.
  8. Фльорина Е.Л. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Щацкой. — М., АПН РСФСР, 1961. — С. 282, 292-293.
  9. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. -Кишинев, 1986. — С. 17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие художественно – эстетического восприятия – актуальная проблема теории и практики художественно – эстетического воспитания детей. Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своего максимального развития во взрослый период. Тем не менее, развитие художественно – эстетического восприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного, ассоциативно — многогранного, ритмически — упорядоченного, опредмеченного в материале искусства, осмысленного на уровне содержания ( «замысла-переживания») и формы (как источника переживания) образа мира.

Педагогическая модель развития художественно – эстетического восприятия ребенка в сфере изобразительного искусства является моделью изменения типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственного восприятия до художественно-игрового и далее до художественно-коммуникативного. Развитие осуществляется в процессе художественно-игровой деятельности, задающей движение от игры с элементами языка изобразительного искусства к общению на этом языке. В модели фиксируется «постепенное» овладение ребенком процессом восприятия как сложным многоуровневым диалогом с самим собой, с автором произведения, с культурой.

Педагогическая технология развития художественно – эстетического восприятия старших дошкольников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства задает алгоритм освоения языка искусства как средства общения.

Педагогическая технология развития художественно – эстетического восприятия старших дошкольников на основе комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства задает последовательность использования педагогических приемов и методов.

Критериями развития художественно – эстетического восприятия дошкольника является комплекс свойств художественного восприятия: эмоциональность, ассоциативность, ритмическая упорядоченность, осмысленность процесса восприятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год