Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дизайн – деятельность как средство развития детского творчества
Развивающие занятия
Автор: Серик Светлана Валериевна   
14.09.2024 12:48

Дизайн – деятельность как средство развития детского творчестваДизайн – деятельность как средство развития детского творчества

г. Ульяновск

Аннотация: значимость формирования творческой личности на современном этапе определяется в качестве одной из важнейших задач педагогической теории и практики, вследствие чего ее решением необходимо начинать заниматься в дошкольном возрасте, который, с позиции большинства исследователей, является сензитивным периодом для развития творческих начал. В статье рассмотрены возможности интерактивной художественно-продуктивной технологии «Детский дизайн» как средства развития детского творчества.

Ключевые слова: творчество, дети старшего дошкольного возраста, творческое развитие дошкольников, детское творчество, детский дизайн, дизайнерская деятельность дошкольников.

Abstract: the importance of developing a creative personality at the present stage is defined as one of the most important tasks of pedagogical theory and practice, as a result of which its solution must be started in preschool age, which, from the position of most researchers, is a sensitive period for the development of creativity. The article considers the possibilities of the interactive artistic and productive technology "Children"s Design" as a means of developing children"s creativity.

 

Keywords: creativity, senior preschool children, creative development of preschoolers, children"s creativity, children"s design, design activities of preschoolers.

Развитие человеческого общества возможно лишь при условии позитивных качественных изменений в различных сферах жизнедеятельности людей, которые происходят благодаря креативным личностям, готовым к активности творческого характера и способным к проявлению творчества в любой деятельности. Это обусловлено тем, что творческий человек активен, его интерес к жизни безграничен и разносторонен по проявлениям, вследствие творческого отношения к миру многое осваивается не только легко, но и прочно. Творческий человек способен самостоятельно мыслить и принимать нестандартные решения. Именно способность к творчеству отличает людей от представителей животного мира. Творческое начало закладывается в дошкольном возрасте, поскольку любые виды способностей зарождаются именно в этот возрастной период[1].

Ввиду этого социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной творческой личности ребенка. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одной из базовых задачдошкольного периода определяет «…сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка, развитие его творческого потенциала», а содержание одной из основных образовательных областей ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает «…реализацию самостоятельной творческой деятельности детей» [5, с. 17].

Необходимо отметить, что сама сущность понятия «детское творчество» заключена в его условности, поскольку ребенок не производит новых идей, не создаёт уникальных произведений, первостепенным является сам процесс деятельности, в котором ребенок выражает свои эмоции. Многими исследователями, в числе которых: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие подчеркивается, чтодля творческого развития детям требуется определенная система знаний, умений, навыков, владение различными способами деятельности, которые ребенок может получить только в процессе взаимодействия со взрослыми. При благоприятном руководстве у дошкольника фиксируется развитие творческого воображения, а продукты его творческой деятельности отображают в себе творческие способности ребенка, что подтверждает тот факт, что развитие творчества представляет собой целенаправленный процесс обучения[3].

Результаты исследований многих ученых подтверждают позитивное влияние активных методов обучения на формирование у дошкольников творческих способностей и увеличение их творческой активности.

«Детский дизайн» представляет собой интерактивнуюхудожественно-продуктивную технологию, которая обладает значительным развивающим потенциалом для всех сфер личности, и в первую очередь способствует развитию творчества и творческого проектного мышления широкого спектра.

Ценность дизайн-деятельности в современном дошкольном образовании состоит в преобразовании каждого ребенка в «квалифицированного пользователя» мира вещей, который не только обладает технологическими знаниями и умениями, умеет воспринимать красоту окружающей действительности, а также способен модифицировать окружающий быт в соответствии с законами красоты, трансформировать его с позиций дизайна, удобства, экологичности и человечности[4].

Старший дошкольный возраст благоприятен для начала изучения дизайн-деятельности в связи с тем, что старшие дошкольники, обладая определенным опытом изобразительной деятельности, способны создать образ (замысел) будущего изделия ввиду развития у них творческого воображения, также могут мысленно представить пути решения творческой задачи и реализовать задуманное, что свидетельствует о наличии у них предпосылок возможности обучения дизайнерской деятельности. В сущности, каждый ребенок является дизайнером, поскольку только дети с легкостью способны построить собственный мир, моделируя игровое пространство в соответствии со своими желаниями, используя предметы – заместители.

Большинство исследователей свидетельствуют, что продуктивные виды изобразительной деятельности, такие как аппликация, конструирование, лепка и рисование, не только являются предпосылками творческого развития детей, но и знакомят детей с основами дизайна. Педагогу лишь необходимо продумать, где и как будут использоваться дизайнерские работы детей (например: в интерьере ДОО при оформлениимузыкального зала к празднику), чтобы ребёнок стал непосредственным творцом, создателем и потребителем созданного им продукта.

Литература

[1]Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2022. 448с.

[2]Котлякова Т.А., Полякова О.Ю. Деятельность детского дизайна как средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника в соответствии с ФГОС // Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования: практика внедрения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной). Казань: Школа, 2015. С. 141 – 145.

[3]Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2022. 128 с.

[4]Соколов М.В. Развитие творческих способностей у старшихдошкольников в дизайн-образовании // Worldscienceproblemsandinnovations: Сборник статей XXIIIМеждународной научно-практической конференции. 2018. С. 288 – 291.

[5]Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. №265 (6241). URL: http: //rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения 21. 07. 2024)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год