Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая кукла по сенсорному развитию детей раннего возраста «Алиса»
Развивающие занятия
Автор: Зеленкова Наталия Петровна   
14.02.2025 22:08

Дидактическая кукла по сенсорному развитию детей раннего возраста «Алиса»Дидактическая кукла по сенсорному развитию детей раннего возраста «Алиса»

Цель: активизация сенсомоторного развития детей через игровую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, величина);
  • обогащать знания детей о способах обследования предметов (погладить, надавить, дотронуться кончиком пальца и т.д.);
  • активизировать словарный запас детей, умение пользоваться речью как средством общения.

Развивающие:

  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать внимание, память, мыслительные процессы.

Скачать конспект

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к игрушкам;
  • воспитывать умение слушать и повторять за воспитателем;
  • воспитывать умение играть сообща.

Описание сенсорной куклы «АЛИСА»

1. Тело куклы «АЛИСА»

Тело куклы выполнено из материала – фланель, внутри тела синтепон. Во время игровой деятельности воспитанники чувствуют мягкость данного материала.

Нижние части ног куклы набиты крахмалом, предварительно упакованным в специальный пакет. Во время игровой деятельности воспитанники ощущают поскрипывание при сжимании.

Верхние части ног куклы набиты гречей. Во время игровой деятельности воспитанники ощущают пальчиками каждое зернышко.

Руки куклы набиты синтепоном, который обернут в полиэтилен низкого давления. Во время игровой деятельности воспитанники ощущают шуршание при сжимании.

Голова куклы выполнена из пенопластового шара. Во время игровой деятельности воспитанники чувствуют твердость данного материала.

Волосы куклы выполнены из нитей разных цветов, длины, текстуры. Во время игровой деятельности воспитанники могут тактильно различать материалы и цвета.

2. Одежда куклы «АЛИСА»

Зима. Платье связано из двух цветов шерстяных ниток. Шапка и сапожки выполнены из стеганной плащевой ткани на синтепоне, украшенные белой тесьмой. Куртка выполнена из стеганной плащевой ткани на синтепоне с добавлением меха в области капюшона и рукавов, застегивается на молнию.

Весна. Берет выполнен из джинсовой ткани, украшенной большой пуговицей и каймой. Джемпер выполнен из шерстяных ниток, украшенный аппликацией. Штаны выполнены из джинсовой ткани с добавлением резинки.

Лето. Платье выполнено из флисовой ткани разных цветов, сзади платье застегивается на липучки, украшенные пуговками. Шляпка выполнена из блестящего фоамирана в виде заколки на волосы. Туфельки выполнены из легкого трикотажа, украшенные бантиками из фатина и бусинами.

Осень. Берет выполнен из легкой пряжи, украшенный разноцветными мягкими помпонами. Свитер выполнен из шерстяных ниток двух цветов, украшенный кружевом, тесьмой и пуговицами. Штаны выполнены из флисовой ткани.

Описание игры с сенсорной куклой «АЛИСА»

Игровой сценарий №1 «Найдем у Алисы…»

Цель: знакомство детей с куклой, вызывание интереса к ней, желания поиграть.

Задачи:

  1. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.
  2. Познакомить с лицом и телом куклы.

Ход игры: Дети сидят на стуле за столом. Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла, ее зовут Алиса, давайте с ней познакомимся!». Кукла «подходит», «протягивает» руку: «Я – Алиса, а тебя как зовут?»

Воспитатель предлагает пожать кукле руку, погладить ее по головке и пр. Далее воспитатель обращается к кукле: «Алиса, хочешь сесть на стул? Садись, Алиса!» Обращается к детям: «Попросите Алису сесть» — стимулирует к общению с куклой с помощью речи и жестов. «Алиса, как настоящая девочка», — продолжает воспитатель, — «Вот у нее руки. Где у Алисы руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот?» Дети показывают, легко дотрагиваясь руками, воспитатель поощряет высказывания, действия ребенка. Если ребенок не говорит, необходимо произносить нужные слова самому воспитателю, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания.

Воспитатель делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к ребенку: «Алиса хочет спросить, а где у (имя ребенка) руки и ноги?» Кукла обращается: «Где у тебя ручки, где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?» — и т.д.

Игровой сценарий № 2 «Алиса проснулась»

Цель: Закрепление умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной с воспитателем игре.

Задачи:

  1. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Алиса проснулась и умылась.
  2. Развивать интерес к играм с куклой.
  3. Формировать у детей интерес к сотрудничеству с взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремлению воспроизводить образец действий.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Алиса?. Давайте вместе посмотрим, что делает наша кукла Алиса. Наша кукла спала, а теперь проснулась. Давайте поможем ей встать с постели. Я буду одевать Алису, а вы, пожалуйста, заправьте ее постель. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашей кукле умыться».

Открываем имитационный кран поем потешку:

«Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

Взяла Алиса мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, *имя воспитателя*». Умываем куклу. Вот какая Алиса стала чистая. Теперь можно с ней погулять.

Игровой сценарий № 3 «Напоим Алису чаем»

Цель: Развитие у детей желания ежедневно заботиться о кукле через игровые действия с несложным сюжетом: Алиса проснулась, умылась, выпила чай.

Задачи:

  1. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым.
  2. Побуждать ребенка к самостоятельности, стремлению воспроизводить образец действий.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Алиса? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю. Посмотрите, какой красивый чайник. Нужно налить в него воды. Открою кран. И ты, *имя ребенка*, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Алиса. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, *имя ребенка*, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, *имя ребенка*, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!

После того, как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место. Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, катаются на качелях, на машине и т.д.

Игровой сценарий № 4 «Оденем Алису на прогулку»

Цель: Развитие умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью.

Задачи:

  1. Формировать у детей интерес к сотрудничеству с взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремлению воспроизводить образец действий.
  2. Учить детей запоминать предметы сезонной одежды.
  3. Развивать тактильные ощущения к разным видам ткани.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Алиса? Я буду ее мамой. Давайте вместе посмотрим, что делает моя дочка Алиса» (подходят к куле, которая сидит на стуле и смотрит в окно). «Наша дочка проснулась, умылась, поела, а теперь видимо хочет гулять. Давайте все вместе поможем Алисе. Для начала нам нужно понять какую одежду будем одевать Алисе. Посмотрите в окно, что вы видите? (Снег, дождь, зеленые деревья). Что же нам необходимо надеть?» В зависимости от сезона выбираем комплект одежды вместе с детьми.

Игровой сценарий №5 «Изучаем тело Алисы»

Цель: активизация сенсомоторного развития детей через занимательную игровую деятельность.

Задачи:

  1. Формировать у детей интерес к сотрудничеству с взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремлению воспроизводить образец действий.
  2. Развивать крупную и мелкую моторику.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Дети сегодня к нам в гости на занятия пришла кукла Алиса. Интересно, что она покажет нам сегодня?». Воспитатель приносит куклу и здоровается от ее имени.

Далее воспитатель предлагает детям вспомнить, где у них ножки показывает ножки на кукле и говорит: «Ой! А у Алисы ножки мягкие их так приятно сжимать. Они еще и хрустят! А еще я чувствую приятное покалывание на пальцах». Воспитатель предлагает потрогать ножки каждому ребенку (за счет набитого крахмала идет ощущение мягкости так же слышится звук поскрипывания за счет гречи дети ощущают легкое приятое покалывание на пальчиках).

После того как дети потрогают куклу, воспитатель спрашивает: «А где у вас животик? А у Алисы?» (за счет набитого синтепона дети ощущают мягкость тела куклы). Потом воспитатель спрашивает: «Где у вас ручки? А у Алисы?» (трогая руки куклы дети слышат их шуршание). Дальше голова (твердая) волосы (нити разной длины текстуры и цвета).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год