на тему: «Весёлый – грустный скоморох» День и ночь (контраст и нюанс). Программное содержание: Знакомство детей с произведениями известных художников графиков с графической грамотой с понятием –графика . Развивать умение детей, используя приемы рисования кистью (приманивания, точки, линии), передавать динамику движения . Передавать тревожное настроение используя контрастные цвета, развивать творческую активность, воображение . Помогать детям, при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе, в со¬ответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направ¬лять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине. Передавать свои чувства, эмоции ограниченной цветовой гаммой. Учить детей создавать двухчастные контрастные композиции (день и ночь) раскрывая тему в стилистике. Познакомить с явлениями контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. Развивать способности в композиции, творческое воображение. Уточнять понятие о явлении антонимии (день -ночь, чёрный –белый, добрый- злой). Формировать умение выполнять разнонаправленные, слитные, плавные движения руки. Воспитывать любознательность, художественный вкус. Приёмы работы: Пятно, тонкие и толстые линии, штриховка. Материал: белый лист бумаги А-3 ф., поролоновая губка, краски гуашь или тушь черного и белого цветов, кисточки разных размеров, банки с водой и салфетки на каждого ребенка. Набор иллюстраций, фотографий, с явно выраженным контрастным графическим рисунком, слайды с изображением графики.
Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ, художественное слово. Предварительная работа: знакомство детей с понятием –графика, графической техникой изображения в книгах и картинах художников, знаменитые офорты А.Дюрера. Просмотр иллюстраций и слайдов.
Содержание занятия: Педагог произносит слова и просит детей подабрать противоположные по смыслу: чёрный-… (белый), день-...(ночь), добрый-…(злой), широкий-…(узкий), длинный- ...(короткий). Рассказывает , что такие противоположные по смыслу пары можно найти не только в мире слов, но и в мире искусства. Показывает несколько репродукций, открыток, книжных иллюстраций или фотографий), построенных по принципу контракта. Поясняет , что на картинках художников можно найти такие пары: герой большой по размеру и маленький, дерево высокое и низкое, персонаж добрый и злой…Затем педагог поясняет значение цвета и света в произведениях искусства, роль солнца, как вид пейзажа зависит от времени суток –утренний, дневной, вечерний, ночной, рассказать о том, как можно изобразить дневное и ночное светила – т.е. солнце и луну. Показать их изображения в книжной графике. Педагог читает стихотворение П. Соловьёва «День и ночь»:
Ночь зимой- как чёрный кот, День – как серенькая мышь, Но весна, весна идёт, Ярко, звонко каплет с крыш. Уж морозу не сдержать Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать, Звонче щебет воробьёв. Исчезает тьма и тишь, И теперь наоборот: Ночь - как серенькая мышь, День – большой блестящий кот.
Затем педагог ставит перед детьми творческую задачу- нарисовать одну картину, на которой представлены в один момент солнце и луна, день и ночь, образ скомороха в веселом и грустном эмоциональном состоянии добавляя в рисунок свои творческие идеи. Варианты: -деление листа бумаги пополам и создание диптиха –т.е. двух самостоятельных произведений, связанных между собой по смыслу. Дети выполняют работу, педагог наблюдает за работой детей , проводит индивидуальный показ при затруднении в детального выбора детей. Анализ работы. Когда все дети закончат рисование, листы разместить на мольбертах в вертикальном положении. Педагог вместе с детьми рассматривает все рисунки, выделяя выразительные образ¬ные решения, разнообразно нарисованные картины. Спрашивает детей: -у кого из детей скоморох получился самый грустный? -у кого из детей скоморох получился самый весёлый? -как можно охарактеризовать свой рисунок? (что делает герой, о чём думает?) -просит каждого составить свой маленький рассказ. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в ваших рисунках торжествует добро, радость и хорошее настроение. После занятия .Оформление выставки «Весёлый – грустный скоморох» Информация для педагога. Графика ( гр.-«пишу») -вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.(Цвет- также может применяться, но, в отличие от живописи здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. В дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Задача педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского творчества.
Бондаренко Эльмира Искендеровна. МБДОУ №2 Екатеринбург
|