Программа «Тестопластика» в современном мире.
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку.
Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.
Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Эти изделия более долговечны, легко раскрашиваются красками и фломастерами. Из теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно. Кроме того, оно является экологически чистым продуктом.
Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика.
Программа кружка детского творчества «Тестопластика», имеет художественно-эстетическую направленность, основана на интеграции задач познавательно-речевого и социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста.
Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, в обогащение разнообразных способов декорирования, усиливая художественную выразительность лепного изделия.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Такие занятия оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение и т.д. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому ребенку.
Кроме того, лепка комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- синхронизируют работу обеих рук;
- развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор;
- позитивно влияют на процесс установления межличностных отношений.
Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им доставляет изготовление украшений и подарков: украсить новогоднюю елку изделиями из соленого теста, слепить и расписать подарки мамам и бабушкам в 8 Марта, сделать рамку для фотографии и т.д.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование художественно – творческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Создать благоприятную атмосферу, мотивацию для неформального общения детей, увлеченных общим творческим делом, формирование творческой активности, художественного вкуса;
- Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, технологией создания объемных и рельефных работ.
- Закрепить знания о композиции, основах цветоведения, способах и приемах лепки (пластический, конструктивный, комбинированный; скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание).
- Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие.
- Воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.
- Формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2. Словесный метод:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение, анализ образца;
- диалог, вопросы;
- словесная инструкция;
3. Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
- показ образца изделия, презентация, показ видеоматериалов, организация выставок;
- показ выполнения работы (частичный, полностью);
- работа по технологическим картам.
4. Практические:
- показ технологических приемов,
- тренировочные упражнения, опыты;
- самостоятельная творческая,
- оформление интерьера помещения группы и ДОУ.
5. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
- математикой;
- развитием речи;
- художественной литературой.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ:
- Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
- Для чего мы здесь собрались?
- Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
- Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
- Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)
ФУНКЦИИ
- Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
- Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
- Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
- Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
- Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:
- Устойчивый интерес к тестопластике;
- Возрастающий уровень его авторских работ;
- Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла, технических навыков и умений;
- Желание участвовать в коллективных работах, в выставках и т.д;
- Оригинальность предлагаемых художественных решений;
- Окрепшая моторика рук.
Ребенок способен:
- самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;
- изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
- соединять детали разными способами в готовое изделие;
- составлять композицию из отдельных элементов;
- гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
- аккуратно использовать материалы.;
- соблюдать правила безопасной работы;
- украшать интерьер помещения своими работами и др.
Пистова Оксана Александровна
Воспитатель, ГБОУ Школа
№ 1155, г. Москва.
|