Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования
Здоровье
Автор: Чугай Татьяна Ивановна   
12.12.2011 00:38

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образованияК сожалению, в современном обществе всё больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно  – двигательного аппарата (ОДА), обусловленные осложнением родовой деятельностью, наследственными факторами, неправильным внутриутробном развитии ребёнка, а также плохой экологической обстановкой.
В процессе работы в специализированной группе для детей, имеющие двигательные расстройства, я обратила внимание, что увеличилось количество детей и с приобретёнными нарушениями в течение своего развития – нарушение осанки, плоскостопие, гиподинамия, уплощение стопы, выступание живота. Доказано, что двигательное развитие детей  оказывает мощное влияние на общее развитие, в частности, на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная и на поведение.


Заболевания опорно-двигательного аппарата  и Детский церебральный паралич  представляют  собой комплекс расстройств Центральной нервной системы,  и сопровождается нарушением речи, координации движений, задержкой психического развития. Главный недуг – повышение тонуса мышц или вялость, слабость при угнетении центральной нервной системы, спазмы, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению речи и движений. Ребёнок становится гиперактивным, расторможенным или,  наоборот, слабым, вялым, пассивным.
Исходное диагностическое обследование детей в специализированной группе на момент поступления показало низкий уровень развития физических и речевых умений и навыков. Поэтому появилась потребность в коррекционной работе с детьми. На основании результатов обследования я решила углубленно работать над коррекцией речи и движений детей, повысить их уровень овладения речевыми и двигательными умениями и навыками соответствующими методами и приёмами оздоровительной, образовательной  и воспитательной работы.
На основе многолетнего опыта работы с детьми в специализированной группе с двигательными нарушениями, а, соответственно, речевыми проблемами, свою коррекционную работу считаю нужным проводить в непрерывной связи с логопедом, медицинскими работниками и узкими специалистами. Несомненно, главную роль отвожу работе с родителями.
Эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Оздоровлению детского организма способствуют естественные факторы природы: солнце, воздух и вода, а также, доброжелательное отношение к детям, терпеливый и положительный настрой. Необходимо помочь ребёнку справиться с проблемами в движении и речи.
Целью коррекционной работы является создание при помощи коррекционных упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.
Коррекционные задачи являются специальными: их необходимость объясняется тем, что дети имеют сложные разнообразные дефекты физического и моторного развития. Коррекционная работа осуществляется не только в виде отдельных мероприятий, она пронизывает весь процесс физического и всестороннего воспитания.
Свою деятельность планирую по программе «Детство» В.И. Логиновой, а также руководствуюсь специализированной программой «Воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста» Н.В.Симоновой.
В условиях специализированной группе создана соответствующая развивающая среда, способствующая овладению речевыми и двигательными умениями и навыками. Важная роль отводится центрам сюжетно – ролевым играм, грамотности (книжный уголок и обучение грамоте, логопедический уголок), строительно-конструктивным играм, математики, науки, а также спортивным играм. Расположение мебели соответствует тому, чтобы дети больше двигались и овладевали навыками ориентировке в пространстве, могли спокойно уединиться и отдохнуть от подвижных игр.
Коррекционно-воспитательную работу провожу с учетом индивидуальных особенностей детей и уровнем нарушений ОДА и речи.
Обратив внимание на проблему физического и психического развития детей специализированной группы,  разработала модель оздоровительной работы, в которую включены коррекционно-воспитательные задачи.
ДЕТИ
Задачи: 1. Сохранение и укрепление здоровья.
2. Профилактика и коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата.
3. Формирование осознанного положительного отношения к здоровому образу жизни.
4. Обеспечение психологического комфорта.
5. Коррекция общего недоразвития речи.
6. Подготовка детей к школе. Психологическое и физическое состояние ребёнка на момент поступления в школу.
Коррекционные мероприятия: диагностика речевого и двигательного развития, утренняя и корригирующая гимнастики, физкультминутки, дорожка здоровья, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные игры, динамический час, массаж.
Оздоровительно-профилактические мероприятия: закаливание, плавание, массаж, занятия на тренажерах, витаминотерапия, фитотерапия, ароматерапия,  дыхательная гимнастика, физкультурные занятия, гигиена режима, развлечения.
С учетом индивидуальных особенностей детей все мероприятия варьируются, дополняются, совмещаются по принципу постепенности, системности в подборе упражнений, разнообразии и чередовании.                   
РОДИТЕЛИ
Задачи: 1. Установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома.
2. Установить связь: воспитатели – логопед – родители.
3. Организовать совместную работу по коррекции и профилактике двигательных и речевых нарушений.
Мероприятия: родительские собрания, консультации и рекомендации для родителей, совместная индивидуальная работа, советы специалистов, просмотр коррекционных мероприятий, подготовка и участие в развлечениях и досугах, праздниках, участие в создании развивающей среды в группе.
УЗКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Задачи: развитие основных воспитательных и образовательных задач.
Мероприятия: индивидуальная работа с детьми, беседы с родителями, обмен опытом, консультации и рекомендации родителям, советы воспитателям, педагогический совет.
Основные задачи коррекционной работы:
1) коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.)
2) преодоление слабости отдельных мышечных групп (гипотрофии, атрофии)
3) улучшение подвижности  в суставах
4) нормализация тонуса мышц
5) улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных ощущений
6) улучшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем организма
7) развитие мелкой моторики рук (предметно-манипулярной деятельности рук)
8) развитие навыков прямостояния, прямохождения, равновесия и ориентировке в пространстве
9) формирование различных опорных реакций рук и ног
10) развитие речи посредством движения:
а) совмещение звука и движения;
б) звукоподражание;
в) звуковая окраска движений;
г) ролевые двигательные игры с звуковыми выражениями;
д) ритмизация двигательной деятельности (совмещение звука, ритма и движений);
е) дыхание как составная часть звукообразования;
ж) мелкая моторика;
11) управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие его морально-волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т.д.
12) формирование навыков самоконтроля и произвольности поведения.
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная работа и статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должны сопровождаться постоянным контролем со стороны педагогов и родителей и медицинского персонала.
Таким образом, целью всей системы коррекционной работы является содействие гармоничному физическому развитию ребёнка и своевременной коррекции психофизических нарушений.

 

Чугай Татьяна Ивановна
Воспитатель специализированной группы МДОУ №40 «Золотая рыбка» комбинированного вида
г. Старый Оскол Белгородской области

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год