Педагогическое Эссе — Наумова Фирдиня Мусавировна |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Наумова Фирдиня Мусавировна | |||
27.07.2018 12:58 | |||
Педагогическое Эссе — Наумова Фирдиня Мусавировна Наумова Фирдиня Мусавировна Воспитатель МБДОУ Большеподберезинский детский сад "Берёзка" Республика Татарстан Кайбицкий район с.Б. Подберезье “Дети не только и не столько источник счастья. Я, Наумова Фирдиня Мусавировна-воспитатель высшей квалификационной категории Больше — Подберезинского МДОУ “Берёзка” с педагогическим стажем 29 лет. Работаю по праграмме “Радуга”, “Детство”, “Старт” с детьми дошкольного возраста под девизом: “Каждому ребенку – частицу своего сердца”
Основные задачи моей деятельности: добиться гармонии физического, интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка. Мои цели:
Мои принципы:
Моя педагогическая тема: “Нравственное воспитание у детей дошкольного возраста” Существует наука о воспитании — педагогика. Но воспитывать человека-это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники, даже самые лучшие. Это зависит от нас самих. Какими же мы должны быть? Во-первых, обладать личностными качествами, позволяющими успешно работать с детьми. Во-вторых, профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами. Если дети растут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверенности. А это значит, что дети будут расти спокойными, весёлыми. Если же дети грубы, раздражительны, они с большой лёгкостью будут вопринимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, как сердиться, как грубить. Бессмысленно надеяться вырастить доброжелательных людей, если взрослые с ними резки, говорят в форме приказа. Эти два аспекта взаимоотношений взаимосвязаны, взаимозависимы. Главное в моей работе -это любовь к детям. Разумная любовь, а не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинная забота о всестороннем развитии, доброжелательное общение и здоровые запросы, тактичная настойчивость в выработке полезных навыков и привычек. Ребенок, приходя в детский сад, ждёт чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение воспитателя. И эти ожидания должны оправдаться. Передо мной – ребенок. Это ради него я готовлюсь к занятиям, прихожу ежедневно в детский сад, за работу с ним я получаю зарплату. Это существо юное, чистое, непорочное. В нем много качеств, потребностей, стимулов. Каждый ребенок неповторим, своеобразен. Он ищет признания, уважения, любви. И моя задача как воспитателя состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ребенка, принять его таким, каков он есть, как неразрывное единство биологического. психического, социально и духовного, рационального и иррационального. Я должна помочь ребенку развиваться, стать для него помощником, консультантом, второй мамой, не мешать ребенку стать “Личностью”, обрести себя, свое уникальное “Я”. Этому способствует педагогика сотрудничество, котороя исключает диктаторство, ведет к совместному поиску, учит педагога уважать и ценить ребенка, считаться с его мнением. Учет психофизиологических, возрастных, личностных особенностей помогает раскрыть потенциальные возможности детей, а учет этнических особенностей формирует у детей чувство национального достоинства и воспитывает уважение к представителям других нации. Но что может представлять интерес дошкольника? Конечно же, игра! Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности." Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое внимание в работе обращаю на нравственное воспитание дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка — дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формирование добросовестного отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Самым любимым жанром детей является сказка. Сказка для ребенка — всегда праздник. Я устраиваю им эти праздники. Мы с детьми показывали сказки “Теремок”, “Золушка”родителям и в школе. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека. Таким образом, сказка служит не просто развлечением для ребенка, но несет огромное нравственное значение, формирует умение решать проблемные ситуации, воспитывает эстетический вкус. Провожу с детьми и родителями тематические праздники: “Дарите людям добро”, “Свою маму – берегите, дети”, “Берегите природу”, “Ежели мы вежливы” Я провожу занятия по татарскому языку, окружающему миру, математике, рисованию, технологии. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром стараюсь брать интересные темы, такие как: “Какими были первобытные люди”, “Изучаем свое тело”, “Наше село”, “Быт наших предков” и другие. Стараюсь обогатить сознание детей новым содержанием, которое в большом мире готовит их к элементарному осмыслению некоторых понятий. Формирую у детей бережное, созидательное отношение к миру. Детей 5-6 лет интересует практически все, и занятия проходят очень оживлённо. Интересно и познавательно проходят занятия по математике. Мои дети умеют считать до двадцати, знают обратный счет от десяти, знают цифры и свободно решают примеры в пределах десяти. На занятиях по рисованию знакомлю детей с известными художниками: Левитаном, Шишкиным, Юоном, рассматриваем репродукции картин. На этих занятиях подвожу детей к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем– либо, но и присутствует определенное настроение. Темы для рисования стараюсь брать самые интересные, например, “Весело и грустно”, “Моё любимое животное”, “Герои сказок”. Обращаю внимание детей на разные эмоциональные состояния, которые постоянно присутствуют в жизни людей, показываю, как при этом изменяется мимика лица. Со старшими детьми провожу занятия по татарскому языку. Дети знают много татарских слов и уже составляют рассказы из 2-3 предложений, знают несколько стихотворений. На всех занятиях использую дидактические игры, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обобщаю свой опыт на уровне района, охотно делюсь своим мастерством с коллегами других детских садов. Выступаю с докладами и Мастер – классами. На августовской конференциии в 2007 году показала занятия “Берегите природу”, в 2008 году “Если хочешь быть здоров”. За годы своей работы в детском саду я старалась прежде всего подметить успехи, найти правильный подход к каждому, сберечь детский огонек пытливости, любознательности. Глубокая вера в ребенка, в его возможности быть хорошим человеком, любовь к детям сотавляют единую основу моего педагогического оптимизма. Важно помнить при этом, что творчество ребенка рождается творчеством воспитателя. Слова известного педагога Ш.А. Амонашвили созвучены моему пониманию назначения образования, педагогики: “Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии пробщить детей к процессу созидания самих себя”. Чего греха таить: трудна наша работа. Я точно знаю, что самая трудная и самая легкая дорога – дорога в детский сад. Но я каждое утро снова иду на работу, чтобы окунуться в бесконечные дела, заботы, волнения, переживания, а главное, в эти бездонные детские глаза, ждущие от меня чуда. Но чудо не всегда удается. Что делать... надо жить, просто жить, гореть и не угасать, к чему и сводится вся моя жизнь. Я глубоко верю в детей, в их возможности быть хоршими людьми. Каким будет наше будущее, зависит именно от них, а значит, и от нас самих в первую очередь. Россия... Родина... Земля моя... Как претерпели изменения эти понятия за последние годы, исказился их истинный смысл в сознании наших детей, исчезло чувство “Родины”. Неслучайно народная пословица гласит: когда мелеет река, идут к истоку. Я иду по узкой и тернистой тропинке к этому роднику, которая, как я надеюсь, ведет к возрождению русской духовности, народности. Счастливый ли я человек? Да! Я счастливый человек! Я люблю свою работу. Люблю своих воспитанников. Мне приятно общаться с родителями. Я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами и получаю от этого удовольствие! Я счастливый человек, потому что с радостью и любовью свои знания, свой опыт, свое “сердце отдаю детям”! Решив стать воспитателем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к её вершинам -Доброте, Истине, Красоте.
|