Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда
Логопедия
Автор: Родионова Светлана Викторовна   
25.08.2021 07:10

Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопедаИспользование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда

Родионова Светлана Викторовна — учитель-логопед высшей квалификационной категории, МАДОУ «Чебурашка» (ул. Прибалтийская, д. 7)

Одна из задач современного дошкольного образования – «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка». Решить данную задачу реализуют все педагоги нашего дошкольного учреждения, в том числе и логопед. В реализации этой задачи помогает использование ТРИЗ – технологии.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая направлена на воспитание творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных областях деятельности. ТРИЗ также тренирует память и внимание, развивает смекалку, логику, воображение.

 

Скачать конспект

Развитие речи детей тесно связано с познавательными процессами и коммуникативными навыками дошкольников. Поэтому на логопедических занятиях я использую игры и упражнения технологии ТРИЗ.

Они помогают логопеду стимулировать у дошкольников:

  • повышение уровня речевой активности
  • развитие коммуникативных навыков
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • овладение умениями рассуждать, обобщать, доказывать, делать выводы.

В своей работе я использую следующие игры и упражнения.

Игра «Логический поезд» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: автоматизация поставленных звуков; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки, картинка паровоза.

Ход игры.

Логопед раздает картинки, в названии которых есть поставленный звук, поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней ( «лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок и правильно произносил в словах поставленный звук.

Можно предложить детям выбрать предмету по качественным признакам: форма, цвет, материал.

В данную игру можно играть и с одним ребёнком.

«Круги Луллия» (для детей 5 -7 лет)

Цель: формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы; развивать связную речь детей; совершенствовать лексико-грамматический строй речи; автоматизация поставленных звуков.

Оборудование: круги Луллия, картинки с изображением предметов, карточки – символы (схемы предлогов, слоги, обобщающие понятия, схемы слоговой структуры слова и другие).

Ход игры.

На большом и среднем кругах размещены объекты природы и рукотворные объекты; на малом круге – карточки-символы. Ребёнок должен найди реальное сочетание. При объединении картинок в рамке формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты.

Варианты заданий для детей зависят от карточек-символов, размещённых на малом круге. Вариант № 1

На малом круге находятся схемы предлогов (см. фото). Ребёнок раскручивает малый круг и выбирает схему. Затем он

подбирает картинки на среднем и большом кругах. Далее он составляет предложение: «Кукушка вылетела из гнеда. Мама поставила цветы в вазу. Ложка упала под стол.»

Вариант № 2

На малом круге находятся слоги: «РА», «РУ», «РЫ», «ЛА», «ЛУ», «ЛЫ».. на среднем и большом кругах – картинки, в названии которых есть данные слоги. Ребёнок раскручивает малый круг и выбирает слог. Затем на среднем и малом кругах он подбирает картинки, в названии которых есть выбранный слог (РА – ракета, радуга; ЛА – кукла, лампа…)

Игру можно продолжить – предложить ребёнку придумать предложение, фантастическую историю или сказку.

Существует большое множество вариантов игр с кругами Луллия.

Игра «Чем было, чем станет?» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, и его будущее; развивать смекалку, мышление; автоматизировать звуки в словах и фразе; упражнять в образовании формы Творительного падежа существительных.

Оборудование: игра в виде книги, у которой все страницы разделены на три части.

Ход игры.

Логопед показывает предмет (объект). Ребёнок называет этот предмет (объект) и находит, чем он был в прошедшем времени. Затем педагог предлагает назвать, чем предмет (объект) будет в будущем и подобрать соответствующую картинку.

Например: женщина (девочка, бабушка); мука (колос, хлеб); одуванчик (жёлтый, лысый)

Можно предложить ребёнку объяснить необычное сочетание. При перелистывании картинок рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия.

Игра «Сочиняем истории» (для детей 3 – 7 лет)

Цель: развивать логическое мышление, совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь у дошкольников и творческое мышление; автоматизировать поставленные звуки.

Оборудование: набор из 9 кубиков с изображением «живых» и «неживых» предметов.

Ход игры.

Ребёнок 3-4 лет бросает 3-4 кубика, а ребёнок 5-7 лет – до девяти кубиков. По выпавшим картинкам он сочиняет историю смешную, страшную, фантастическую, про друзей… Можно бросать по 1 кубику и строить историю на ходу.

Игра «Что за дверью?» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: закреплять навык правильного произношения и дифференциации поставленных звуков в слогах; развивать связную речь и творческое мышление.

Оборудование: карточки со слогами; карточки со сказочными сюжетами.

Ход игры.

На столе лежит колода картинок с автоматизируемым звуком. На них нарисована дверь и написан слог, который её открывает. Последней в колоде лежит карточка с вопросом на двери. На этой карточке нарисован «волшебный мир». Цель ребёнка — добраться до «волшебного мира». Для этого ребёнок чётко произносит слог, убирает карточку и «открывает» следующую дверь. сначала проговаривает слоги, предложенные на карточках (читает или повторяет за логопедом). Когда ребёнок дойдёт до последней карточки, логопед просит назвать предметы, придумать, как они там оказались, и сочинить историю.

Игра «Королевская башня» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: знакомство с лексической темой «Семья», развитие связной речи и творческого мышления, развитие лексико-грамматического строя речи (предлоги, сравнительная степень прилагательных), развитие зрительной памяти и внимания.

Оборудование: карточки с персонажами – обитателями башни и частями башни. У каждого персонажа есть двойник, который отличается одной деталью.

Ход игры.

Во время игры ребёнок выстраивает башню по образцу логопеда или свою. Затем ребёнок ищет одинаковые карточки или различия у персонажей (у одной принцессы в вазе тюльпан, у другой – ромашка…). Логопед задаёт ребёнку вопросы о расположении персонажей (выше или ниже) или их возрасте (старше или младше). Далее ребёнок сочиняет рассказ или сказку об этих персонажах.

Игра «Половинки» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; закреплять правильное произношение звуков; развивать лексико-грамматический строй речи (образование сложносоставных существительных – полчайника, полфартука, самоварогрузовик...); развивать связную речь и творческое мышление.

Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части.

Ход игры.

На столе разложены карточки с половинками предметов. Логопед предлагает ребёнку назвать половинку изображенного предмета (полсапог, полторта, полсовы…). Затем ребёнок находит вторую половинку данного предмета, соединяет их и называет, что получилось (сапоги, торт, сова…). Логопед предлагает составить предложение с этими словами и контролирует правильное произнесение звуков.

В другом варианте игры ребёнку предлагают соединить половинки предметов произвольно и придумать название получившемуся предмету. Например, самоваолгрузовик, совосапоги, тортосахарница…). Ребёнок придумывает, для чего этот предмет был бы нужен.

Игра «Коза Сима» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: развивать фонематический слух и лексико-грамматический строй речи (овощи, фрукты); развивать связную речь и творческое мышление.

Оборудование: большая картинка с изображением козы Симы, предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры.

На столе лежат картинки. Логопед называет ребёнку имя козы – Сима, и просит определить, с какого звука начинается это имя. Затем он просит ребёнка выбрать овощи или фрукты, в названии которых есть звук «С», назвать их и придумать историю «Про козу Симу».

Можно предложить ребёнку придумать имя для козы на заданный звук (Ш, Л, Р…) и отобрать овощи и фрукты с данным звуком.

Игра «Собери картинку» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: закреплять у детей навык правильного произношения поставленных звуков; развивать фонематический слух, внимание и наблюдательность; развивать связную речь и творческое мышление.

Оборудование: игровое поле с предметными картинками, двухсторонние карточки – с одной стороны предметные картинки с заданным звуком, с другой – фрагмент сюжетной картинки.

Ход игры.

На столе лежит игровое поле и двухсторонние карточки. Ребёнок берёт по одной карточке, называет картинку и находит её место на игровом поле. Условие: картинку необходимо перевернуть на ту сторону, где находится фрагмент сюжетной картинки. Когда игровое поле закрыто полностью, ребёнок рассматривает получившуюся сюжетную картинку и называет на ней все предметы с заданным звуком. После этого логопед предлагает придумать историю, рассказ по этой картинке.

В арсенале ТРИЗ существует огромное количество приёмов и методов. Часть из них успешно используется мною на индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятиях. Все описанные игры формируют у дошкольников умение рассуждать, развивают творческое мышление, находить решения проблемы. ТРИЗ направлен не только на развитие смекалки, творчества и креативности, но помогает решить коррекционные задачи и помогает развивать связную речь у дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год