Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ финансовой культуры ребенка
Познание
Автор: Габилова Елена Сергеевна   
01.01.2020 16:19

Формирование основ финансовой культуры ребенкаФормирование основ финансовой культуры ребенка

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы, просит вам рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы.

С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой дарят деньги…

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности-о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, даже искусство пользования.

 

Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на формирование у детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже в старшем возрасте. Я же начала свою работу в средней группе, разработав вводный курс по формированию основ финансовой грамотности.

Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического мышления, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире экономических ценностей, свои способы действий и приобретает жизненный опыт.

За основу я взяла образовательную программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработанная в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.

Занятия организовываются в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», а также «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования-ФГОС (полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, учёт индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и др.) И направлена на достижение следующих целей:

- формирование первичных экономических представлений и компетенций.

(Компетентность-это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющим выносить объективные суждения и принимать точные решения)

  • развитие экономического мышления дошкольников
  • воспитание социально-личностных качеств ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно—эстетическое развитие
  • физическое развитие.

Предлагаю Вам познакомиться с содержанием базового модуля программы «Финансовая азбука».

Раздел «Потребности» -способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:

  • знакомит детей с многообразием потребностей человека
  • формирует представления об ограниченности возможностей
  • учит определять разницу между «хочу» и «надо»

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

Раздел «Труд» -способствует формированию первоначальных представлений о труде:

  • расширяет представления детей о труде взрослых
  • знакомит детей с многообразием профессий человека
  • способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Раздел «Товар» -способствует формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров:

  • знакомит детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»
  • учит определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара
  • объясняет роль торговли в удовлетворении потребностей человека
  • объясняет, от чего зависит цена товара
  • воспитывает понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему надо относиться бережно.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

  • сравнивать цены на товар, объяснять разницу; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.

Раздел «Деньги» — способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:

  • знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»
  • учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства
  • помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег
  • способствует развитию умения детей пользоваться деньгами
  • формирует разумное отношение к расходованию денег.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

  • сравнивать цены на товар, объяснять разницу
  • учиться пользоваться и разумно расходовать деньги.

Раздел «Семейный бюджет» -способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике:

  • знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой
  • учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи
  • формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи
  • формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.

В результате, ребёнок умеет объяснять структуру семейного бюджета:

  • размышляет о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
  • понимает потребности и возможности семьи
  • учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.

Очень хочется, чтобы родители с пониманием отнеслись к данному курсу обучения, чтобы сформировать первоначальные экономические представления у детей, которые способствуют эффективному развитию и воспитанию личности будущего гражданина, ответственного и успешного

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год