Оригами как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. |
Оригами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Батраева Олеся Алексеевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.04.2021 09:17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оригами как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Бумага… Бумага волновала ребенка с самого его рождения. Сначала он пробует ее на вкус. Затем понимает, что ее можно мять, рвать, резать. Став взрослее, ребенок осознает, что на бумаге можно писать и рисовать, из нее можно делать поделки и аппликации. И, наконец, он знакомится с искусством складывания из бумаги – с оригами. Согласно ФГОС ДО, важной задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем. В детском саду отводится недостаточное количество времени на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению аппликаций. Ограниченная степень развития технических навыков задерживает работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладеет техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приведет к успешному овладению сенсорными эталонами, совершенствованию мелкой моторики рук, приобретению поисковой деятельности, усвоению простейших навыков совместной работы, а также активному общению друг с другом и с взрослыми.
Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В исследованиях многих выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеева), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги приводит к развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствует глазомер и активизирует творческое мышление. Развитие данных психических процессов является одним из важных условий готовности дошкольника к обучению в школе. Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Это и пальчиковые игры, и специальные пособия, и занятие различными видами рукоделия. Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики рук можно назвать оригами – японское искусство складывания бумаги. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима и имеет множество достоинств в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности. Настойчиво добиваясь выполнения главного правила оригами — точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания и пространственные представления. Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия — спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе работы. Научившись конструировать из бумаги какой-либо предмет или объект, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Оригами — это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают ребенку в самовыражении. Цель, которую я поставила перед собой, проводя занятия по оригами — развитие мелкой моторики рук детей через ознакомление с лексическими темами.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Так, давайте не просто учить складывать из бумаги, сгибать, разгибать и совмещать углы, но и активизировать словарь детей, закреплять знания детей по изучаемым календарным темам, развивать творческое воображение детей, создавать коллективную композицию, театр, сюжетную игру. Только в этом случае ребенку захочется вновь и вновь возвращаться к оригами, чтобы создать что-то новое, интересное, захватывающее. И как результат - у него будет развиваться и мелкая моторика, и речь, и мыслительные процессы, и творчество. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. - Дошкольное воспитание № 8, 2009 Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. - Молодой ученый, 2014 Мусиенко С. Оригами в детском саду. Пособие для воспитателей, М.: Школьная Пресса, 2011 Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Издательство «Академия развития», Ярославль, 1997г. О.М.Жихарева «Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет». Издательство: Гном, 2015г.
|