Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста. Соколова О.Г., Кандидат педагогических наук, логопед высшей категории, директор МБДОУ детский сад №2 «Золотая рыбка» г. Долгопрудного.
Развитие личности ребенка начинается в раннем возрасте, когда родители приучают малыша к его роли в обществе, семье. Формирование социального поведения ребенка начинается с первых дней жизни, при первых контактах с матерью, когда мать прививает ребенку необходимые гигиенические навыки, кормит в определенное время, играет и общается с малышом. В возрасте от 1,5 до 2,5 лет у ребенка появляются определенные обязанности: пользоваться ложкой во время еды, убирать игрушки, мыть руки, вовремя ложиться спать, причесываться, здороваться при встрече, переобуваться в помещении в комнатную обувь и ряд других детских обязанностей.
Как показывает наше изучение поведения младших дошкольников от 2,5 до 3 лет и от3 до 4 лет, принятых в начале учебного года в первую младшую и вторую младшую группу детского сада, большая часть детей не владеет самостоятельными социальными навыками даже на четвертом году жизни. Постоянная помощь родителей, зачастую родительская неграмотность, торопливость в вопросах привития полезных навыков самостоятельного социального поведения приводит к неутешительным результатам: родители обращают мало внимания на воспитание самостоятельности у детей, которая начинается именно с умения себя обслуживать.
Вновь пришедшие в детский сад дети не могут самостоятельно пользоваться ложкой, ожидая, что воспитатель покормит каждого из них, не начинают есть без помощи взрослого, одеваться, раздеваться, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться туалетом, застегивать и расстегивать пуговицы, использовать салфетку за столом. Из 17 детей от 2 до 3 лет, пришедших в первую младшую группу детского сада, только 4 ребенка могли самостоятельно, с помощью ложки, принимать пищу за столом, 3 ребенка сами надевали куртки на прогулку, а дети в возрасте от 3 с небольшим лет до 4 лет не могут самостоятельно надеть штанишки, курточку, тем более не могут застегнуть одежду на молнию. Практически все дети не могли мыть руки самостоятельно с мылом. Более трети детей приходили в детский сад в памперсах, хотя возраст превышал 2 года 4 месяцев. Самостоятельно использовать расческу не могли 12 детей.
Воспитанники, пришедшие во вторую младшую группу детского сада впервые, не слушают простых организационных ориентировок воспитателя, высказывают свои мысли и стремления междометиями, в лучшем случае – одним двумя даже не бытовыми словами, а слогами, похожими более на лепетную речь. Из бесед с родителями мы выяснили, что мамы и папы, исключительно из стремления помочь ребенку, а возможно, от недостатка времени или терпения, не прививают ребенку навыков самостоятельного поведения, делают все за ребенка сами, потому что «он долго копается», «я лучше сама его одену», таким образом лишают своих детей возможности проявлять себя в домашней обстановке, не развивают у них простейших бытовых навыков, надеясь на то, что «в саду научат». И как туго приходится порой воспитателю, когда большая часть группы не только в 2-3 года, но и вторая младшая, и даже средняя, в 5 лет, не может собраться на прогулку и надеть сама свою одежду.
Наконец, основная часть родителей, имеющих детей даже 4-6 лет, предупреждает большую часть самых простых действий ребенка по самообслуживанию, перемещению в пространстве за нужным предметом, освоению окружающего мира. Ребенок меньше прикасается к предметам, меньше получает информации на органы чувств. Отсюда происходит искажение представлений, отсутствие элементарных бытовых понятий о внешней среде.
Помимо отсутствия навыков поведения, адекватного периоду младшего дошкольного возраста, наблюдаются проявления незрелости эмоционально – волевой сферы в виде импульсивности, возбудимости, снижения мотивации произвольной деятельности, низкого уровня включения в деятельность, неумения сохранять последовательность в выполнении заданий. Эти дети отличаются повышенной психофизической утомляемостью и стремятся упростить свою деятельность или отказаться от нее. Например, одеваясь самостоятельно на прогулку, дошкольники не надевают ряда теплых вещей, которые на него обязательно надевают взрослые, а сразу натягивают сапоги, куртку и идут к двери, за столом не съедают всю пищу из тарелки, а при мытье рук не следят за тем, насколько чисто они вымыли руки. Рисуя на листе бумаги, часто применяют поверхность стола для продолжения рисунка, так как во время рисования не проследил за тем, чтобы рисунок не выходил за край листа или за контур.
Речевые недостатки заметно проявляется в нарушениях звукопроизношения, бытовом характере лексики, трудностях усвоения норм произношения. Значительная часть детей (более 58%) нуждается в консультациях логопеда уже в младшем дошкольном возрасте в связи с нарушением фонематического слуха, либо физиологической дислалией, которая переходит в более устойчивую форму- фонетико – фонематическое недоразвитие речи к пяти годам.
Активность в вербальных контактах ребенка, нахождение своего места в группе, его востребованность для общения у других детей в группе, соблюдение его личностных интересов в социальной стороне жизни группы — уже к 4-5 годам, к средней группе детского сада, помогает ребенку стать социально значимым в детском сообществе, стать личностью.
И наоборот, снижение речевой и познавательной активности у детей не только младшего дошкольного возраста, но и детей старшей и подготовительной группы при ограниченном запасе представлений об окружающем мире, отсутствии практических возрастных навыков по ориентировке в пространстве комнаты, игровом столе, на участке в детском саду и других элементарных знаний об окружающем, не позволяет ребенку найти собеседников, друзей в группе.
В детском саду дети должны самостоятельно уметь одеваться уже с раннего детского возраста, пользоваться ножом и вилкой за обедом – со среднего возраста, пользоваться салфеткой – с младшего дошкольного возраста. Несовершенство овладения элементарными бытовыми навыками или их отсутствие в среднем и старшем дошкольном возрасте говорит не просто о несформированности навыков самообслуживания, но и об отсутствии представлений об окружающем, соответствующих возрастным показателям развития ребенка.
Наша работа по развитию навыков социальной адаптации детей в детском саду показала, что уже после первых трех – четырех месяцев формирования у детей навыков самообслуживания, организации и проведения занятий, дошкольники начинают ориентироваться в пространстве группы, спальни, туалета, раздевалки, пользуются самостоятельно ложкой, овладевают гигиеническими навыками, знают свое место на занятиях, сами собираются на прогулку. Процесс внимания становится более целенаправленным и длительным, что положительно сказывается на качестве усвоения программного материала на занятиях. Целенаправленная работа по формированию речи приводит к тому, что дети более непринужденно вступают в вербальные контакты с окружающими, языковые символы приобретают более прочное подкрепление с помощью реальной действительности благодаря взаимодействию с предметным окружением.
В игре, помимо манипуляций, проступают начала предметной деятельности, и к середине младшей группы появляется игра вдвоем, а уже к старшему дошкольному возрасту, при организации игровых ситуаций и игровых уголков в группе, дети играют в сюжетно – ролевые игры с правилами. Динамика развития социальных навыков приобретает положительный характер. Дети старшей и подготовительной группы дежурят по столовой, убирают и моют игрушки, протирают столы и стулья, могут контролировать выполнение заданий. Процесс формирования социального поведения необходимо продолжать далее в школьном обучении, что чаще всего и происходит в процессе появления нового вида деятельности – учебной. Главной задачей работы по социальной адаптации в окружающем мире в детском саду является развитие у ребенка навыков самостоятельной деятельности, интеграция его в окружающий мир. |