«Игры детей младшего возраста» (родительское собрание)
Игра-это развивающая деятельность. Она способствует всестороннему развитию ребёнка, росту его физических и духовных сил. В игре малыш, отражая реальную жизнь, более глубоко познаёт окружающее, при этом формируется его внимание, наблюдательность, память, мышление и речь. В игре ребёнок свободно двигается, совершенствует свои движения, активность создаёт у него хороший эмоциональный тонус, - всё это способствует укреплению его здоровья и физическому развитию. В игре дети учатся сравнивать, отделять хорошее от плохого, опираясь на пример своих близких людей, стремятся быть заботливыми и нежными, вежливыми и дисциплинированными. Играя, малыш многократно повторяет действия с предметами, от этого он становится более ловким, находчивым, умелым. Игра требует очень серьёзного и вдумчивого отношения со стороны взрослых. Современная дошкольная педагогика исходит из того, что побудителем к игре является готовность малыша подражать взрослому. При этом он подражает не только реальным действиям, перенося их в игру, но и игровым, повторяя их в собственной игре. Например, в игре «Кормление», я взяла на себя роль накормить детей, для этого я показала весь процесс выпечки пирогов: как замесила тесто, сделала из теста много пирожков, чтобы хватило всем ребяткам, Сейчас дети уже этот приём (печь пирожки) используют в игре. Они пекут пирожки, угощают нас взрослых (воспитателя, няню), кормят кукол. В качестве первых шагов на пути приобщения детей к новым игровым целям, мы совершаем игровые действия относительно самого ребёнка, а не игрушки. Мы «понарошку» кормим малыша, моем ему руки, катаем его на автомобиле и т. д. Ребёнок при этом узнаёт, что есть, мыться, ездить на автомобиле и т. д. можно «понарошку», используя разнообразные предметы-заместители (стул вместо машины, кирпичик вместо мыла, брусочек вместо пирожка). Наша основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно нас, доставили им максимум удовольствия, позволяло пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребёнок может пережить, осуществляя в отношении нас новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам. Сначала мы кормим ребёнка, затем он предлагает нам свой супчик, который он приготовил и когда он видит, что мы не отказываемся, а ещё с аппетитом, благодарим за вкусный суп, за заботу о нас, тогда уже свои действия ребёнок переносит на игрушки (куклу, мишку, зайчика). Наша задача – ненавязчиво помогать малышам в развитии самостоятельной игры. Наша роль может заключаться в том, чтобы путём вопросов и предложений помочь ребёнку определить доступную игровую цель: подсказать, какие предметы-заместители можно использовать и как с ними действовать; предложить следующий шаг в развитии его игры. Например: упала кукла, ребёнок говорит, что ей больно, жалеет её, воспитатель предлагает отвести её в больницу, где ей помогают, помажут мазью, сделают прививку - завязывается игра «Больница». Но самая интересная и сложная задача в играх это подготовка ребёнка к принятию роли. Принять на себя роль - это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим - зайчиком, шофёром, паровозиком и т. п. Для ребёнка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, а с другой – я это не я , а кто – то иной. На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные уши и т. п. Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Естественный интерес и привязанность детей к животным и птицам способствуют входить в эти образы. Ребёнок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ёжиком. И, вообразив себя кем – то, он гораздо легче осознаёт себя как «другого», т. е. делает шаг к принятию роли. Важно и то, что игры в животных не требуют специальных атрибутов. И ещё довольно существенное обстоятельство, подтверждающее, что начинать надо с «превращений» в животных и птиц. «Превратившись» в белочку, ёжика, воробышка, кошечку и любое другое животное, дети могут готовить обед, стирать бельё, катать машину, строить из кубиков или песка домик, т. е. заниматься своим привычным делом. Принятая ребёнком роль его ни как не обязывает. Так же как и образы животных, детей третьего года жизни притягивают окружающие их предметы, и особенно те, которые движутся. Малыши любят наблюдать как работает паровоз, загружается машина: это производит большое впечатление, поэтому дети изображают паровоз, загружается машина: это производит большое впечатление ; поэтому дети изображают паровоз и другие предметы – подземный кран, лейку. Для подготовки ребёнка к ролевой игре вхождение в образы предметов представляется очень важным и полезным. Во-первых, потому, что здесь требуется работа воображения; во-вторых, потому, что в образы некоторых предметов малышу войти очень легко, так как последние имеют функции, как правило, очень интересующие ребёнка. У машины крутятся колёса, и она едет. Это же такое чудо! В игре «в машину» мы рассказываем, как нас поразил увиденный нами предмет, какой он, каковы его функциональные действия, что надо предмету, чтобы выполнить определённую работу (завести мотор, загрузить и т. д.). Поэтому основным приёмом побуждения детей к принятию образа предмета является короткий рассказ о том, какую работу и почему надо выполнить. Затем ребёнку предлагают стать этим предметом и сделать требующую работу (перевезти овощи и фрукты). Например: Артём у нас сегодня будет машиной, он повезёт кирпичики для стройки домика. И Артём включает газ, рычит как мотор, берёт кубики и везёт их на стройку. Когда дети научаться входить в образы предметов, то они могут входить в образ взрослого, т. е. принять роль и выполнять игровые действия, которые свойственны данному персонажу. Если ребёнок надел на себя халат врача, и, заложив руки за спину, важно ходит по комнате, воображая себя врачом, мы скажем, что он входит в роль, но ещё не выполнил её. Только когда малыш начнёт ставить градусники, делать уколы, интересоваться здоровьем пациента, т. е. совершать игровые действия и реализовывать ролевые взаимоотношения, можно будет считать, что он выполнил роль. На первых этапах работы с детьми речь идёт только о вхождении в образ взрослого. Вот так постепенно переходя от одного этапа игры к другому, учим детей играть, развивая сюжет игры и выполнять поставленные программой задачи: научить умению войти в роль и умению выполнять соответствующие данной роли действия. Для этого в группе мы создаём соответствующие уголки: «Семья», «Больница», внесли необходимые предметы: градусник, бинты, таблетки для игры «Больница», посуда, игрушки – заместители в уголок «Семья». Хочется отметить, что дети выполняют взятые на себя роли. Самое главное в их играх, они играют вместе, вместе готовят, угощают друг друга, вместе моют посуду. Идёт как - бы общая игра, в которой каждый ребёнок занят своим делом. Ещё раз хочу подчеркнуть, что игра – доступная и привлекательная для ребёнка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, даёт ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. И если чаще наблюдать за детьми – можно увидеть много интересного, помочь ему развить сюжет своей игры. Вот и всё, что я хотела рассказать и познакомить вас с игровой деятельностью наших детей по программе «Радуга». |